О результатах всеобщих выборов в Анголе

Актуальный комментарий

фото: http://eleicoesangola.sapo.ao
Август 2017 г. Ж.Лоуренсу (справа) и Б. де Соуза (в центре) отмечают победу на выборах.

23 августа 2017 г. в Анголе состоялись президентские и парламентские выборы. В них приняли участие шесть наиболее крупных политических партий страны: МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы), УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы), ФНЛА (Национальный фронт освобождения Анголы), ПРС (Партия социального обновления), АПН (Национальный патриотический союз) и КАЗА-СЕ (Широкая конвергенция за спасение Анголы – Предвыборная коалиция). Выборы вполне ожидаемо принесли победу правящей в стране с 1975 г. партии МПЛА. Согласно принятой в Анголе в 2010 г. Конституции, лидер списка кандидатов от партии (коалиции партий), получившей наибольшее количество голосов на парламентских выборах, становится главой государства. На этот раз список кандидатов от МПЛА возглавил не Ж.Э. душ Сантуш, руководивший страной на протяжении почти 38 лет, а его выдвиженец – министр обороны Жоау Лоуренсу.

фото: http://www.veteranangola.ru
2015 г. Министр обороны Ж.Лоуренсу дает интервью в помещении Союза ветеранов Анголы

Вопрос о том, пойдет ли МПЛА на Выборы-2017 вновь со своим харизматическим лидером, перестал быть интригой, когда 11 марта 2016 г. президент Анголы Ж.Э. душ Сантуш заявил, что принял решение уйти из активной политической жизни в 2018 г. Сразу же заметно ослабли обвинения в адрес МПЛА и ее лидера со стороны оппозиции в узурпации власти. На смену обвинениям пришли рассуждения о причинах решения президента. В самом деле, хотя почти сорокалетний срок нахождения у власти – уважительная причина для ухода, однако 75-летний возраст для африканского политика, как показывает практика, – «еще не вечер». Тогда что же? В качестве одного из возможных мотивов предполагают состояние здоровья лидера. Намекают на его частные поездки в Испанию, вероятно, на лечение. В связи с этим напоминают, что сам Ж.Э. душ Сантуш возглавил страну в сентябре 1979 г. после кончины тяжело болевшего первого президента Анголы А. Нето. Другие сходятся на том, что Ж.Э. душ Сантуш удаляется «в тень» из-за циркулирующих обвинений в его адрес и его семьи в коррупции и личном обогащении. Поэтому он, считают они, и выдвинул вместо себя преданного ему однопартийца, министра обороны Ж. Лоуренсу, который, «в случае чего», «не даст его в обиду». Т.о., рассуждают, продвигая Ж. Лоуренсу на свое место, Ж.Э. душ Сантуш заботится и об авторитете МПЛА, и о своем будущем. Некоторые связывают уход ангольского лидера с ухудшением в последние годы состояния экономического развития Анголы и уровнем жизни ее граждан (хотя бесспорны и при нем достигнутые значительные успехи), – проблемами, требующими более решительных преобразований в экономике и социальной жизни.

Так или иначе, президентское решение оживило предвыборную кампанию в Анголе. Правительство страны обещало провести ее и сами выборы с максимальной объективностью и транспарентностью. Для наблюдения за выборами, в которых предполагалось участие свыше 9,3 млн избирателей, в страну прибыли около 500 иностранных наблюдателей (а всего присутствовало свыше тысячи, включая национальных): от Африканского союза, Сообщества португалоязычных стран (СПЛП), САДК и других региональных организаций. Для голосования в стране было создано 12512 избирательных участков. Международными наблюдателями выборы были признаны «свободными, мирными, прозрачными», а результаты действительными.

Согласно конституции, в Национальную ассамблею (парламент) избираются 220 депутатов: 130 по общенациональному списку, 90 от провинций (по 5 от каждой из 18 провинций). Первые два кандидата в партийном списке – претенденты на посты президента и вице-президента страны (в списке МПЛА это Ж. Лоуренсу и Борниту Балтазар де Соуза). Избирательные списки партий-соперников МПЛА возглавили: Исайаш Самакува (УНИТА), Абел Шивукувуку (КАЗА-СЕ), Лукаш Нгонда (ФНЛА), Бенедиту Даниел (ПРС), Кинтину Морейра (АПН).

Накануне выборов были опубликованы прогнозы результатов голосования: за МПЛА ожидалось 61% голосов, за КАЗА-СЕ – 19%, УНИТА – 15%, ПРС – 2%, ФНЛА – 2%, АПН – 1%. 19 августа, Ж.Э. душ Сантуш, вероятно, для большей уверенности в их результате, прибегнул к «административному ресурсу» и призвал избирателей голосовать за Ж. Лоуренсу. Итоги выборов, оглашенные Национальной избирательной комиссией, не принесли сенсации в отношении МПЛА, но намного отличались от прогнозов для оппозиции: партия МПЛА набрала 61,08% голосов, УНИТА – 26,68%, коалиция КАЗА-СЕ – 9,45%, ПРС – 1,35%, ФНЛА – 0,93%, АПН – 0,51%. Т.о. МПЛА обеспечила в парламенте квалифицированное большинство (150 депутатских мест) и, соответственно, победу своему лидеру, Ж. Лоуренсу. Не дожидаясь окончательных результатов голосования, в адрес руководства МПЛА и Ж. Лоуренсу стали поступать поздравления от лидеров государств. Одними из первых поздравили президенты Португалии, России, лидер КНР и другие. Между тем, руководство оппозиционных партий заявило о намерении оспорить через суд результаты выборов. Но, скорее, речь здесь идет лишь о торге за депутатские места. На заседании Конституционного суда результаты голосования были утверждены.

Жоау Мануэл Гонсалвиш Лоуренсу моложе своего предшественника (родился в 1954 г.). Его отец участвовал в антиколониальной борьбе, подвергался тюремному заключению. Сам Ж. Лоуренсу в 1974 г. присоединился к МПЛА. В составе подразделений ФАПЛА (военная структура МПЛА) участвовал в боях в анклаве Кабинда против войск ФНЛА. В 1978 – 1982 гг. учился в СССР, в Военно-политической академии им. В.И. Ленина. После возвращения на родину, Ж. Лоуренсу вновь принял участие в гражданской войне – на этот раз сражался против повстанческой организации УНИТА. Позднее занимал партийные, военные и государственные должности: в 1983 – 1986 гг. – первый секретарь МПЛА в провинции Мошико, в 1986 – 1989 гг. – руководитель партийной организации в провинции Бенгела; в 1989 – 1990 гг. Ж. Лоуренсу возглавлял политкомиссариат ФАПЛА, министерство внутренних дел.

В начале 1990-х гг., с отходом МПЛА от позиций марксизма-ленинизма и провозглашением курса на построение демократического социализма, Ж. Лоуренсу проявил себя как прагматичный политик: принял новый политический курс своей партии. Начался новый этап карьерного роста. С 1991 по 1998 гг. он занимал высокие партийные должности: секретарь Политбюро ЦК МПЛА (курировал экономические и другие вопросы), руководитель партийной фракции в парламенте. С 1998 по 2003 гг. – генеральный секретарь МПЛА, секретарь Конституционной комиссии. С 2003 по 2014 гг. – первый заместитель председателя парламента страны. В 2014 г. Ж. Лоуренсу, имевший воинское звание генерал-полковник ФАА (Вооруженные силы Анголы), был назначен министром обороны Анголы, а в 2016 г. стал заместителем председателя МПЛА. В том же году Ж.Э. душ Сантуш назвал его имя в качестве своего предполагаемого преемника на высшем государственном посту.

Покидая президентское кресло, Ж.Э. душ Сантуш сохраняет пост председателя МПЛА. Некоторые осторожные наблюдатели предполагают, что после выборов на некоторое время могут возникнуть два полюса власти: президент и председатель МПЛА. Но, учитывая многолетние доверительные отношения двух лидеров и высокий авторитет Ж.Э. душ Сантуша, такое предположение, скорее, носит теоретический характер: ведь тот, кто руководит правящей партией, фактически влияет на деятельность правительства страны. В свою очередь, Ж. Лоуренсу сохраняет должность заместителя председателя МПЛА.

Первый президент Анголы А. Нето возглавлял Анголу после провозглашения независимости, в период иностранной вооруженной интервенции и внутрипартийного кризиса. На время президентского правления Ж.Э. душ Сантуша выпала гражданская война, продолжавшаяся около 27 лет, строительство экономики, «смена вех» 1990-х гг., примирение с оппозицией, «тучные годы» первого десятилетия нового века и экономический кризис середины второго десятилетия в связи с падением цен на нефть на мировом рынке (экономика Анголы зависит на 97% от экспорта нефти). Ж. Лоуренсу «принимает страну» в мирное время, но в условиях новых вызовов и старых проблем.

Некоторые аспекты своего видения будущего президентского правления Ж. Лоуренсу раскрыл в ходе предвыборной компании и своих выступлений. Новому президенту импонирует роль китайского реформатора Дэн Сяопина. Ангольский лидер высказывался за привлечение иностранного капитала, диверсификацию экономики, делая упор на агропромышленность, добывающую и перерабатывающую промышленность, рыболовство, туризм; он также допустил приватизацию нерентабельных государственных предприятий, представляющим «мертвый груз» для государства. Однако в осведомленных западных СМИ уже прозвучали «мягкие намеки» с «выражением надежды», что новое ангольское руководство сохранит прежнюю экономическую политику.

В России Ж. Лоуренсу не только учился, но и неоднократно бывал с официальными визитами, в том числе, в качестве министра обороны. С его участием заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в военно-технической области. Ангольские военнослужащие учатся в российских военно-учебных заведениях, участвуют в военных играх («Танковый биатлон»). Как участник войны в Анголе Ж. Лоуренсу – почетный член российского Союза ветеранов Анголы, высоко отзывался о помощи СССР и Кубы его стране. Несомненно, от избранного президента в значительной мере будут зависеть состояние и перспективы российско-ангольского сотрудничества, которое на сегодня, в силу объективных и субъективных причин, похоже, работает на «малых оборотах». Но заинтересованность должна проявляться с обеих сторон, и не в сиюминутных интересах, а с перспективой. И здесь вполне оправданно прибегнуть к праву на особый характер истории наших отношений.

26 сентября состоялась инаугурация нового президента Анголы Ж. Лоуренсу. В числе приоритетных партнеров Анголы он назвал США, КНР, Российскую Федерацию, Бразилию, Индию, Германию, Францию, Италию, Великобританию, Южную Корею.

А. А. Токарев
к.и.н., заведующий Центром исследований стран Юга Африки
Института Африки РАН