Всеобщие выборы 2020 г. в Центральноафриканской Республике

Актуальный комментарий

BANGUI, CENTRAL AFRICAN REPUBLIC - DECEMBER 27: A woman casts her vote while carrying her baby on her back at a polling station during the presidential elections in Bangui, Central African Republic on December 27, 2020. ( Nacer Talel - Anadolu Agency )

Развитие Центральноафриканской Республики (ЦАР) на протяжении всего периода независимости (13 августа 1960 г.) отличалось нестабильностью и кризисными явлениями. Смена власти в стране практически всегда происходила вооруженным путем.

В 1966 г. первый президент ЦАР Д. Дако был свергнут Ж.-Б. Бокассой, в 1979 г. уже Д. Дако отстранил от власти Ж.-Б. Бокассу, в 1981 г. Д. Дако был повторно свергнут генералом А. Колингба, который оставался у власти до президентских выборов 1993 г., на которых победил А.-Ф. Патассе (переизбран на второй президентский срок в 1999 г.). В марте 2003 г. бывшему начальнику генштаба вооруженных сил ЦАР Ф. Бозизе удалось сместить А.-Ф. Патассе с поста президента. А ровно через 10 лет, в 2013 г., власть в стране захватили повстанцы во главе с М. Джотодия. Впервые в истории ЦАР к власти пришел представитель мусульманского меньшинства. После вынужденной отставки М. Джотодии в январе 2014 г. временным президентом страны по решению Национального переходного совета стала К. Самба-Панза. А на очередных президентских выборах, прошедших в два тура в декабре 2015 г. – феврале 2016 г., победил Ф.-А. Туадера – один из немногих президентов ЦАР, пришедших к власти мирным путем.

Ф.-А. Туадера – доктор математических наук, с 1987 г. преподавал в Университете Банги, в 2005–2008 гг. был его ректором, в январе 2008 г. – январе 2013 г. – премьер-министр правительства президента Ф. Бозизе. В годы своего президентства Ф.-А. Туадера предпринял попытки восстановить в стране конституционный порядок: добиться прекращения военных действий и установления мира, разоружения, демобилизации и реинтеграции членов вооруженных группировок в общество. Велись работы по восстановлению транспортной инфраструктуры, серьезно пострадавшей в ходе внутреннего вооруженного конфликта. Особое внимание уделялось развитию энергетики, борьбе с крайней бедностью, поддержке мелкого и среднего предпринимательства. Кроме того, Ф.-А. Туадера начал реорганизацию силовых структур, важная роль отводилась сотрудничеству ЦАР с международными финансовыми организациями и взаимодействию с зарубежными партнерами.

Однако по-прежнему сохранялась нестабильность в гуманитарной сфере и в сфере безопасности. Не прекращавшиеся с 1996 г. столкновения между вооруженными формированиями привели к росту преступности, насилия, многочисленным жертвам среди мирного населения, негативным социально-экономическим последствиям и кризисным явлениям.

В этих условиях, наблюдая за развитием событий в Сирии, Ф.-А. Туадера обратился за помощью к России для установления порядка в стране. После переговоров с В.В. Путиным в Санкт-Петербурге в конце 2017 г. России удалось добиться в ООН частичного снятия эмбарго на поставки оружия в ЦАР (введено Советом Безопасности ООН 5 декабря 2013 г.), после чего в январе 2018 г. в страну прибыла первая партия вооружения. Кроме того, в ЦАР находится российское спецподразделение для обеспечения безопасности главы государства, военные инструкторы и специалисты, которые не только готовят национальные военные кадры, но и выступают в качестве посредников в переговорах между вооруженными группировками боевиков. Также в ЦАР присутствуют частные охранные подразделения (ЧОП). Хотя их деятельность носит неофициальный характер, ЧОПы действуют в ЦАР как структуры, обеспечивающие безопасность отдельных объектов, в частности рудников, создавая условия для их стабильного функционирования.

За годы пребывания у власти Ф.-А. Туадера удалось несколько стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране: в августе 2018 г. в Хартуме (Судан) при посредничестве ООН и России прошли переговоры глав групп «Антибалака» и «Экс-Селека», которые положили начало мирному урегулированию политического кризиса, преодолению конфронтации противоборствующих сторон в ЦАР. В феврале 2019 г. в Банги было подписано мирное соглашение между властями ЦАР и лидерами 14 мусульманских и христианских вооруженных группировок, действовавших на территории страны.

27 декабря 2020 г. в Центральноафриканской Республике состоялись всеобщие выборы, на которых избирались глава государства и новый состав парламента – Национального собрания.

Предвыборная кампания проходила в крайне сложной политической обстановке. Несмотря на достигнутые Хартумские договоренности, в преддверии президентских и парламентских выборов вновь активизировалась деятельность вооруженных группировок, возникших на основе бывших мусульманской «Селека» и христианской «Антибалака», которые, преодолев религиозные противоречия, в середине декабря 2020 г. объединились в антиправительственную «Коалицию патриотов за перемены» (в нее вошли вооруженные группировки: «Патриотическое объединение за обновление ЦАР», «Возвращение, восстановление в правах, реабилитация», «Антибалака») и начали наступление на столицу ЦАР Банги, требуя отмены проведения выборов. В ее рядах насчитывалось 9 тыс. повстанцев. Лидеры трех крупных повстанческих группировок фактически контролировали 2/3 территории страны. Они призывали население бойкотировать выборы, блокировать подступы к столице, выступали за перенос выборов на более позднее время.

По мнению центральноафриканских властей и наблюдателей ООН, во главе «Коалиции патриотов за перемены» стоит бывший президент ЦАР Ф. Бозизе, отстраненный от власти в 2013 г. в результате военного переворота. Конституционный суд не допустил его до участия в выборах, поскольку против Ф. Бозизе действуют санкции ООН в связи с обвинениями в преступлениях против человечности. Кроме того, 4 января 2021 г. прокуратура ЦАР начала расследование в отношении бывшего президента страны Ф. Бозизе по обвинениям в подготовке вооруженного захвата власти и попытке государственного переворота накануне выборов главы государства 27 декабря 2020 г.

Кроме «Коалиции патриотов за перемены» негативное влияние на подготовку и проведение выборной кампании оказала сформированная в феврале 2020 г. «Коалиция демократической оппозиции». Она объединила на единой электоральной платформе 16 оппозиционных партий, в том числе «Союз за обновление Центральной Африки» и «Национальное движение конвергенции», известное как партия «Kwa Na Kwa». Возглавил коалицию лидер партии «Союз за обновление Центральной Африки», кандидат на президентский пост А.-Ж. Дологеле – главный конкурент Ф.-А. Туадера.

Коалиционная группа требовала отменить назначенные на 27 декабря 2020 г. выборы и провести их в условиях мира и безопасности, когда все избиратели смогут прийти на избирательные участки и проголосовать.

Добиваясь переноса сроков проведения выборов, оппозиционеры фактически предлагали ввести в стране переходный период, который по действующему законодательству наступает ровно через 5 лет после вступления в должность действующего президента. То есть, в случае переноса выборов, страна вновь будет втянута в политический хаос. Только благодаря совместным действиям армии ЦАР, миротворцев ООН (находятся на территории ЦАР с 2014 г.) и международных сил союзников удалось остановить наступление боевиков и обеспечить проведение выборов в основных регионах страны.

К президентским выборам были допущены 17 кандидатов. Из них реальные шансы добиться победы были у Ф.-А. Туадера (действующий глава государства, руководитель «Движения объединенных сердец», создано Ф.-А. Туадера в ноябре 2018 г.) и его главного оппонента А.-Ж. Дологеле (лидер оппозиции и председатель партии «Союз за обновление Центральной Африки», в 1999–2001 гг. занимал пост главы правительства ЦАР, в 2001–2010 гг. возглавлял Банк государств Центральной Африки). Несмотря на серьезное осложнение внутриполитической ситуации в стране и низкую явку избирателей (в различных регионах страны на избирательные участки смогли прийти и осуществить свое волеизъявление только каждый второй или третий избиратель) в условиях масштабных столкновений вооруженных формирований и правительственных войск, выборы были признаны состоявшимися, а победителем уже в первом туре был объявлен Ф.-А. Туадера, набравший 53,16% голосов избирателей. А.-Ж. Дологене получил 21,69% голосов. Таков официальный итог президентских выборов, утвержденный 18 января 2021 г. Конституционным судом ЦАР.

В стране с населением 4,6 млн человек, численность граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляет порядка 1,8 млн. Почти половина электората страны, или 0,9 млн человек, прошли регистрацию для голосования, а явка среди зарегистрированных избирателей составила 76,3%. По данным оппозиции, на более чем двух тысячах избирательных участках выборы были остановлены из-за угроз и нападений со стороны боевиков, преследования избирателей.

По Конституции 2015 г. законодательная власть в ЦАР принадлежит однопалатному парламенту – Национальному собранию – в составе 140 депутатов, избираемых на пять лет в одномандатных округах по мажоритарной системе. На выборах 27 декабря 2020 г. на представительство в парламенте претендовало 1500 человек. 14 февраля 2021 г. состоится второй тур голосования.

Представители ООН, Африканского и Европейского союзов и Экономического сообщества государств Центральной Африки заявили о признании итогов голосования в ЦАР.
Однако лидеры оппозиции, участвовавшие в выборах, не признали их итогов и выступили с требованием отменить результаты голосования. Суд отклонил апелляции ряда кандидатов, которые настаивали на том, что в ходе голосования происходило «массовое мошенничество» и из-за отсутствия безопасности треть избирателей просто не смогла проголосовать. Рассмотрев представленные апелляции, председатель Конституционного суда отменил результаты выборов в городах Бамбари, Карно, Бозум и Баоро. Политическое и военное руководство повстанцев также не признало результатов выборов и объявило о продолжении вооруженной борьбы против правительства.

3 января отряды повстанцев из «Коалиции патриотов за перемены» атаковали на юго-востоке ЦАР г. Бангасу в 750 км от столицы страны Банги. 9 января 2021 г. атаке подвергся г. Буар на западе ЦАР в 450 км от столицы и г. Гримари на востоке ЦАР в 300 км к северо-востоку от Банги. 13 января 2021 г. отряды повстанцев предприняли попытку захватить два контрольно-пропускных пункта при въезде в Банги. Боевики «Коалиции патриотов за перемены» атаковали на востоке и юге страны правительственные силы и контингент миротворцев из Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в ЦАР (МИНУСКА) с целью перекрыть подступы к столице, чтобы блокировать поставки продовольствия.

К началу 2021 г. около четверти населения ЦАР составляли вынужденные переселенцы: беженцы и внутренне перемещенные лица. По данным на 15 января 2021 г., с начала года около 60 тыс. жителей ЦАР покинули свои дома в поисках убежища в соседних странах – в Демократической Республике Конго, Камеруне, Республике Конго и Чаде.

В связи с обострением внутренней ситуации из-за действий повстанцев 21 января 2021 г. избранный президент ЦАР Ф.-А Туадера объявил о введении в стране чрезвычайного положения.

Ф.-А. Туадера призвал население страны к национальному примирению. Своей главной задачей он по-прежнему видит достижение мира между властью, оппозицией и вооруженными группировками. Мирные соглашения, подписанные в 2017 и 2019 гг. между правительством и основными вооруженными группировками, оказались недостаточно эффективны. Вооруженные группы по-прежнему продолжают открыто действовать и контролировать значительные территории страны. Правительство фактически осуществляет власть в пределах столичного округа.

Следующие выборы состоятся в декабре 2025 г. В соответствии с Конституцией 2015 г., глава государства – президент – избирается на 5 лет в ходе всеобщего прямого голосования и может быть переизбран только один раз, поэтому у избранного президента Ф.-А. Туадера впереди в лучшем случае пятилетний период для действий.

Власти ЦАР с большим доверием относятся к сотрудничеству с Россией и возлагают на него большие надежды. Прежде всего речь идет об оказании военной помощи. Российские военные специалисты участвуют в процессе мирного урегулирования центральноафриканского кризиса. В последние годы были подписаны такие важные соглашения, как межправительственное соглашение о военном сотрудничестве (август 2018 г.), на основе которого в г. Беренго создан учебный центр, где российские инструкторы готовят военных специалистов для вооруженных сил ЦАР. По состоянию на сентябрь 2019 г., Россия поставила в ЦАР на безвозмездной основе две партии оружия. Российские инструкторы подготовили для армии ЦАР свыше трех тысяч военнослужащих. Соглашение также предусматривает обучение военнослужащих ЦАР в российских военных вузах. На основании межправительственного соглашения (апрель 2019 г.) в Министерстве обороны ЦАР создано представительство Министерства обороны РФ.

С 1994 г. регулярно проводятся политические консультации по линии внешнеполитических ведомств.

Успешно развивается сотрудничество в области образования. Россия ежегодно выделяет представителям ЦАР 10 государственных стипендий на обучение в высших учебных заведениях.

Торгово-экономические связи между РФ и ЦАР пока не получили развития. В 2017 г. объем товарооборота достиг максимального уровня и составил 2,4 млн долл. США (в 2016 г. – 0,905 млн, в 2018 г. – 0,933 млн долл. США). В структуре экспорта представлены машины, оборудование и транспортные средства, фармацевтическая продукция, продукция химической промышленности. Основу импорта составляют изделия целлюлозно-бумажной промышленности.

Растет интерес России к ЦАР. Это связано не только с ее экономическим потенциалом, но и выгодным стратегическим положением страны, расположенной в центральной части Африканского континента. В условиях роста угрозы со стороны «Исламского государства», экстремистской организации «Аль-Каида в Исламском Магрибе», радикальной группировки «Боко Харам» российское присутствие в Центральной Африке играет решающую роль в борьбе с терроризмом. Россия открыта для сотрудничества в сфере освоения природных ресурсов ЦАР, борьбы с террористической угрозой, неконтролируемой миграцией, контрабандой оружия и наркотических средств.

Виноградова Н.В., к.э.н., с.н.с. Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН