Всеобщие выборы в Республике Нигер 2020 г.

Актуальный комментарий

Electoral commission officials carry ballot boxes outside a polling station in Niamey on December 27, 2020 during Niger's presidential and legislative elections. (AFP)

27 декабря 2020 г. в Республике Нигер состоялись всеобщие выборы: избирались президент и Национальное собрание страны.

Нигер – одна из беднейших стран мира: 41,4% ее населения находится ниже уровня бедности. До 80% территории занимает пустыня Сахара; остальные регионы, расположенные в Сахеле, подвержены засухам и опустыниванию. Бóльшая часть 24-миллионного населения проживает на крайнем западе и юге страны, где природные условия позволяют вести полноценную сельскохозяйственную деятельность. В Нигере обнаружены и частично разрабатываются значительные запасы полезных ископаемых (золото, цинк, свинец, серебро, олово и др.), но главное его богатство – уран, по добыче которого страна занимает пятое место в мире.

Государственный строй Нигера – республика. Глава государства – президент, избираемый на пять лет в ходе двух туров голосования, но не более чем на два срока подряд. До принятия конституции 1992 г., провозгласившей многопартийность одним из демократических принципов внутренней политики, президенты страны избирались при фактической однопартийности и отсутствии конкурентов на высший государственный пост. Парламент Нигера – Национальное собрание, в состав которой входят 171 депутат, избираемый на пятилетний срок.

Страна политически нестабильна: после обретения независимости от Франции в 1960 г. здесь произошло пять государственных переворотов (в 1963, 1974, 1996, 1999, 2010 годах). В настоящее время на территории Нигера активизировались исламистские террористические организации, что является серьезной проблемой государственной безопасности.

2021 год стал последним годом второго президентского срока Махамаду Иссуфу, находившегося на высшем государственном посту с 7 апреля 2011 г. Он поддержал выдвижение на президентские выборы кандидатуры своего ближайшего соратника Мохамеда Базума.

Этот политик арабского происхождения имеет солидный послужной список: в 1991–1993 гг. занимал должность государственного секретаря по сотрудничеству при министре иностранных дел и сотрудничества в переходном правительстве премьер-министра Амаду Шейффу. В апреле 1993 г. М. Базум был избран в Национальное собрание от округа Тескер в качестве кандидата от Партии за демократию и социализм Нигера на внеочередных выборах. В 1995–1996 и в 2011–2015 годах М. Базум работал в правительстве на посту министра иностранных дел; в 2011 г. возглавил Партию за демократию и социализм Нигера. В 2015–2016 гг. был государственным министром при президенте, в 2016–2020 – министром внутренних дел. После ухода в отставку М. Базум принял решение баллотироваться на президентский пост. В его предвыборную программу входили планы по инфраструктурному развитию Нигера, демократизации общественной жизни, а также обещание сосредоточить внимание на национальной безопасности и доступности образования, особенно для женщин.

Главным соперником М. Базума стал Махаман Усман, баллотировавшийся от партии Республиканское демократическое обновление, также имеющий большой опыт работы на политическом поприще. Он был первым президентом Нигера, избранным в условиях многопартийности и занимавшим эту должность с 16 апреля 1993 по 27 января 1996 гг., когда был свергнут в результате военного переворота. В 1999–2009 гг. М. Усман – президент Национального собрания Нигера. На президентских выборах 2011 г. набрал 8,42% голосов, заняв четвертое место в списке кандидатов.

Другой, наиболее весомый в политическом смысле соперник М. Базума, – бывший председатель (18 февраля 2010 – 7 апреля 2011 гг.) Высшего совета по установлению демократии в Нигере Салу Джибо, ныне работающий в структурах организации Экономического сотрудничества стран Западной Африки (ЭКОВАС, ECOWAS).

На президентский пост планировал баллотироваться и Хама Амаду – премьер-министр Нигера с 21 февраля 1995 по 27 января 1996 гг. и с 1 января 2000 по 7 июня 2007 гг. Однако в ноябре 2020 г. он был отстранен от участия в выборах, поскольку тремя годами ранее ему инкриминировали торговлю детьми. Сам Х. Амаду отверг это обвинение как необоснованное.

По итогам первого тура голосования, прошедшего 27 декабря 2020 г., ни один из участвовавших в нем 30 кандидатов на пост президента не получил необходимые 50% плюс один голос. У М. Базума оказалось 39,3% голосов, у М. Усмана – 16%.

Второй тур президентских выборов был назначен на 21 февраля 2021 г. Его победителем стал Мохамед Базум, которого поддержали 55,75% избирателей. По утверждению сторонников Махамана Усмана, набравшего 44,25% голосов, его результат оказался значительно занижен из-за фальсификаций при подсчете бюллетеней, краж урн для голосования, угроз в адрес избирателей и наблюдателей. Ближайшие соратники М. Усмана рассчитывали на его победу с результатом 50,3% голосов, в то время как М. Базум, по их мнению, мог набрать не более 49,7%.

Тем не менее, выборы признаны легитимными; вступление в должность М. Базума запланировано на 7 апреля 2021 г.

Президентские выборы, и особенно их второй тур, а также выборы в Национальное собрание сопровождались массовыми беспорядками со стороны несогласных с результатами выборов граждан. В организации беспорядков обвинили генерала в отставке Мумуни Бурейма, руководившего Вооруженными силами Нигера во время правления президента Мамаду Танджа.

Независимыми наблюдателями был зафиксирован ряд нарушений в различных регионах страны: так, от рук боевиков из террористической организации «Боко Харам» в г. Тумур погибли 34 человека, в Зарумадарейе и Чома-Бангоу их жертвами стали 100 человек. В г. Банкиларе избирательный участок обыскала группа вооруженных лиц, в г. Бани Бангу произошло столкновение сторонников и противников главных претендентов на пост главы государства, в г. Тиллабери при взрыве машины с сотрудниками избирательной кампании погибло семь человек. На несколько дней оказались отключенными несколько телефонных линий и интернет, что парализовало связь и финансовые операции по всей стране.

Одновременно с первым туром президентских выборов состоялись выборы в Национальное собрание Республики Нигер. Из 171 члена Национального собрания 158 избираются от восьми многомандатных округов в семи регионах и Ниамее путем пропорционального представительства по партийным спискам. Отдельно восемь мест резервируются для групп меньшинств и пять мест для граждан страны, проживающих за границей; все они избираются по одномандатным округам путем голосования по принципу системы относительного большинства.

Однако поскольку список зарегистрированных избирателей для нигерцев, проживающих за границей, не обновлялся, выборы на пять мест за рубежом не были проведены, и общее количество мест в Национальное собрание снизилось до 166.

В выборах в Национальное собрание принимали участие 78 партий; было зарегистрировано 7446556 избирателей.

Победителем стала Партия за демократию и социализм Нигера, придерживающаяся социал-демократических взглядов. Она получила 79 мест (37,04%, 7745266 голосов) в Национальном собрании. Другие партии вошли в парламент страны с большим количественным отрывом: Нигерийское демократическое движение за Африканскую федерацию получило 19 мест (8,71%, 410311 голосов), Патриотическое движение за республику – 14 мест (7,59%, 357563 голоса), Национальное движение за развитие общества – 13 мест (6,77%, 319189 голосов). Вошедшими в состав Национального собрания с количеством мест менее десяти стали 15 партий, среди которых Конгресс за республику (7 мест, 4,41%, 207592 голоса), Патриотическое движение Нигера (6 мест, 3,97%, 187005 голосов), Сплочение за демократию и прогресс (2 места, 2,13%, 100363 голоса), Митинг за мир и прогресс (2 места, 2,1%, 99043 голоса) и др.

Дипломатические отношения между Нигером и СССР установлены 17 февраля 1972 г. В настоящее время на различных уровнях поддерживается политический диалог, проводятся консультации между министерствами иностранных дел.

Договорно-правовая база традиционно дружественных двусторонних отношений сформирована на основе договоров и соглашений, заключенных во времена СССР: о торговле (1962 г.), культурном сотрудничестве (1963 г.), экономическом и техническом сотрудничестве (1975 г.), эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, выдаваемых и присваиваемых в СССР и Республике Нигер (1975 г.), сотрудничестве в области использования солнечной энергии (1976 г.).

В октябре 2019 г. в г. Сочи на экономическом саммите «Россия–Африка» обозначились новые горизонты сотрудничества между нашими странами: было подписано соглашение с Агентством Нигера по привлечению инвестиций и стратегическим проектам, намечено развитие взаимодействия в торгово-промышленной сфере.

В середине 2020 г. товарооборот между Нигером и Россией составил 48,7 млн долл. Основные статьи экспорта из России в Нигер – продукция химической промышленности, машины, оборудование, аппаратура; импорта из Нигера в Россию – минеральное сырье, сельскохозяйственная продукция. Дальнейшее развитие торгово-экономических и культурных связей между нашими странами во многом связано со снятием антироссийских ограничений со стороны международного сообщества, за что активно выступает руководство Республики Нигер.

Гришина Н.В., к.и.н,
с.н.с. Центра социологических и политологических исследований Института Африки РАН