22 ноября 2023 года Доклад И.В. Пономарева в рамках научного семинара "Культура и общество"

22 ноября 2023 года в рамках семинара «Культура и общество» Центра истории и культурной антропологии состоялся доклад к.и.н., с.н.с. Института Африки РАН И.В. Пономарева «Научные корни однополярного мира: викторианская антропология о Европе как самой совершенной цивилизации и абсолютной ценности». В докладе было показано как методом выявления базовых концептов и аксиоматических предпосылок, контент- и интент-анализа исследовались труды отцов-основателей социокультурной антропологии (Ч.Дарвина, Г.Спенсера, Г.С.Мейна, Дж.Ф.Мак-Леннана, Э.Б.Тайлора, Дж.Лёббока, Дж.Дж.Фрэзера) в контексте их соотнесения с более поздними антропологическими теориями и изучением историографии.

Весьма опасная в политическом плане риторика о «естественном отборе», «борьбе за существование», «выживании наиболее приспособленного» и т.д. вела к оправданию конфликтов. В эпоху набиравшего силу колониализма остроумие викторианских антропологов послужило обоснованию «real politique»: кровавого подавления сипайского восстания, а затем и подчинения многих государств и племен Африки английскими колониальными войсками. Придание конфликтам положительной роли, наделение их эволюционной функцией стало на Западе одной из тенденций мысли: как научной, так и политической. Эти идеи продолжали активно развиваться в XX в.: концепция «плюралистического общества» и последующие концепции западной конфликтологии, которые вполне могут быть использованы для оправдания неоколониальной политики условного Запада.

За уверенностью викторианских антропологов в том, что «европейская цивилизация» является самой развитой, стоял британский утилитаризм и протестантская этика. Эта идеология «секулярных евангелистов-утилитаристов», как называет викторианских антропологов Дж.Стокинг [Stocking G.W. Victorian anthropology. N.Y. & L., 1987. Р 210.], уравнивала негроидные племена Африки, крестьян Восточной Европы и Индии и бедных жителей городских трущоб Лондона: если одни «застряли» на лестнице эволюционного прогресса, то другие деградировали до «первобытного» состояния промискуитета и т.д.

Для британского среднего класса, к которому и принадлежали викторианские антропологи, было насущно необходимо оправдывать свое положение в ситуации сильного разрыва между богатыми и бедными, в том числе с помощью научных понятий и данных. Личный жизненный опыт, политическая позиция и викторианские нормы морали активно контаминировали с научными построениями викторианских антропологов. Методологически важно отметить, что они часто выстраивали свои концепции, желая опровергнуть друг друга, опираясь на аргументацию от противного. Это вело к редукции сложных научных проблем к плоским дихотомиям и политизированной риторике.