Подготовка кадров в РФ для африканских стран (2006-2008)

"Подготовка кадров в РФ для африканских стран как инструмент формирования позитивного образа России: опыт, проблемы, перспективы" (2006 - 2008).

Проект осуществляется при финансовой поддержке РГНФ № 06-03-02114а.

Руководитель: с.н.с., к.и.н. Грибанова Валентина Валерьевна
Исполнители: в.н.с., д.и.н. Крылова Наталия Леонидовна, н.с., к.и.н. Жерлицына Наталья Александровна, н.с., завцентром информации Сапрохина Галина Игоревна, м.н.с. Гуревич Елена Львовна

Краткое описание проекта:
Решение задачи улучшения образа России в мире и на африканском континенте в частности через формирование положительного восприятия РФ у студентов-африканцев российских вузов и выпускников. Основные аспекты исследования – экономические возможности для России экспорта образования, методы улучшения условий обучения в России иностранных студентов, формирование у них позитивного отношения к нашей стране, выявление и анализ имеющихся недостатков. Проект предполагает использование методов прикладной социологии, а также исторический анализ архивных материалов. На основании полученных данных будут сделаны выводы о состоянии подготовки кадров для африканских стран в России и даны практические рекомендации, которые будут полезны в сфере международных отношений. Результаты исследования будут представлены в виде серии статей, коллективной монографии, докладов на конференции.

Краткая аннотация результатов, полученных в 2006 г.: Цель исследования в рамках проекта заключалась в выявлении внешних и внутренних факторов, воздействующих на формирование положительного образа России в сознании африканских граждан, прежде всего, учащейся молодежи, получающей образование в Российской Федерации. В соответствии с этим был проведен анализ научной литературы по проблеме, сделан обзор соответствующей проблематики в печатных и электронных СМИ и исследована законодательная база, на основании которой строятся отношения между РФ и студенчеством из зарубежных стран. Были выявлены положительные стороны опыта советского периода, выделено студенчество в качестве особой социальной группы. Было проведено исследование российского сегмента мирового рынка образовательных услуг, с целью выявления привлекательных сторон российской системы образования для иностранцев и негативных явлений, которые мешают ее развитию в настоящее время. Главным образом к ним можно отнести агрессивную внешнюю среду и отсутствие гарантий личной безопасности, а также недостаточно высокий уровень условий обучения и проживания. Анализ законодательной базы выявил ряд серьезных препятствий, мешающих развитию России как страны-экспортера образовательных услуг. В настоящее время интерес к заявленным аспектам проблемы подготовки иностранных учащихся в РФ начинает вновь усиливаться, это обосновывает актуальность проводимого исследования.