Март 2021 г.: президентские выборы в Республике Конго

Актуальный комментарий

© Hereward Holland/REUTERS

Республика Конго – бывшая французская колония, получившая независимость 15 августа 1960 г. Более 25 лет (с июля 1964 г. по декабрь 1990 г.) Республика Конго (тогда Народная Республика Конго) развивалась курсом социалистической ориентации. В 1990 г. руководство страны одним из первых в Африке заявило о начале демократических реформ, необходимости проведения «перестройки по-конголезски». В июле 1990 г. правящая и тогда единственная в стране Конголезская партия труда поставила вопрос о введении в Конго многопартийной системы и отказе от марксизма-ленинизма как государственной идеологии. Переход к многопартийности (1990 г.), положивший начало политическим реформам, вместе с тем оказал негативное влияние на внутриполитическое развитие страны. Появление множества партий, политических блоков и альянсов привело к возникновению глубоких межпартийных противоречий, которые осложнялись усилением этнорегионализма и формированием этнополитических зон влияния. Все это наглядно проявлялось на выборах всех уровней (президентских, парламентских, местных) на протяжении многих лет.

21 марта 2021 г. в Республике Конго (Конго-Браззавиль) состоялись очередные президентские выборы. На пост главы государства баллотировались семь кандидатов, среди которых: действующий президент Д. Сассу-Нгессо, председатель правящей Конголезской партией труда (Parti congolais du travail, PCT); Г.-Б. П. Колела – руководитель партии Союз демократов-гуманистов (Union des mocrates humanists, UDH); М. Дзон – председатель партии Патриотический союз за национальное возрождение (Union patriotique pour le rénouveau national, UPRN); представители малоизвестных партий и движений: Ж. К. К. Мбунгу, Д. Мафула, А. Н. Энгамбе, а также независимый кандидат А. Онианге. Оппозиция не смогла договориться и выдвинуть на выборы единого кандидата.

Главными соперниками Д. Сассу-Нгессо рассматривались М. Дзон, в 1997–2002 гг. занимавший пост министра финансов, и Г.-Б. П. Колела, возглавлявший в 2009–2015 гг. оппозиционную партию Конголезское движение за демократию и целостное развитие (Mouvement congolais pour la mocratie et le veloppment integral, MCDDI) и занявший на президентских выборах в 2016 г. второе место.

Однако реальную конкуренцию действующему президенту они вряд ли могли составить. Лидеры, которые были бы способны противостоять Д. Сассу-Нгессо в борьбе за президентское кресло, в избирательной кампании не участвовали. Речь идет о председателе второй по величине партии в стране – Панафриканском союзе за общественную демократию (Union panafricaine pour la démocratie sociale, UPADS) – П. Цати-Мабиала (возглавил партию в 2006 г.), который принял решение не выдвигать свою кандидатуру, и находящихся в заключении лидерах оппозиции от партии Конвенция за действия, демократию и развитие (Convention pour l’action, la mocratie et le veloppement, CADD) Ж.-М. М. Мококо (бывший глава администрации Д. Сассу-Нгессо, советник президента по вопросам мира и безопасности и представитель Африканского союза в Центральноафриканской Республике) и А. Окомби Салисса (в 1997–2012 гг. работал в правительстве Д. Сассу-Нгессо, в 2015 г. присоединился к оппозиционной платформе Инициатива за демократию в Конго (Initiative pour la démocratie au Congo, IDC)). Ж.-М. М. Мококо и А. Окомби Салисса обвинили в создании угрозы внутренней безопасности государства, незаконном хранении оружия и боеприпасов, подстрекательстве к общественным беспорядкам. В марте 2019 г. Ж.-М. М. Мококо и А. Окомби Салисса были приговорены к 20 годам принудительных работ.

Африканские аналитики и политологи считали Д. Сассу-Нгессо главным претендентом на победу уже в первом туре.

Д. Сассу-Нгессо исполнилось 77 лет, на выборы его выдвинула правящая Конголезская партия труда (КПТ). Д. Сассу-Нгессо занимал высший государственный пост почти 37 лет: с февраля 1979 г. по август 1992 г. и с октября 1997 г. по март 2021 г. Его жизненный путь неразрывно связан с основными историческими этапами развития Республики Конго. За годы его пребывания в высших эшелонах власти страна прошла сложный путь с чередой политических кризисов, гражданских войн: от социалистической ориентации до выбора в пользу капиталистического пути развития, от однопартийной системы к многопартийности, от слабой сельскохозяйственной экономики до экономики с успешно развивающимся нефтяным сектором.

Д. Сассу-Нгессо получил военное образование. Свою политическую карьеру начал в 1968 г., приняв участие в организации «Движения 31 июля», приведшего к отставке президента А. Массамба-Деба. Вступление Д. Сассу-Нгессо в Конголезскую партию труда в 1969 г. положило начало его партийной карьере: от члена ЦК КПТ (с 1969 г.) до члена Политбюро ЦК КПТ (с 1970 г.), секретаря ЦК КПТ (с 1972 г.), председателя ЦК КПТ (1979 г.). С 1979 г. Д. Сассу-Нгессо – глава государства, правительства, министр обороны, государственной безопасности и внутренних дел. В условиях перехода к многопартийности Д. Сассу-Нгессо уступил свое лидерство П. Лиссуба, который стал шестым президентом Республики Конго (1993–1997). На четыре с половиной года Д. Сассу-Нгессо ушел с политической арены (август 1992 г. – январь 1997 г.) и вернулся к власти в октябре 1997 г., одержав победу в гражданской войне, длившейся с июня по октябрь 1997 г. 25 октября 1997 г. Д. Сассу-Нгессо объявил себя президентом Республики Конго и исполнял обязанности президента переходного периода в 1997–2002 гг. В последующие годы Д. Сассу-Нгессо трижды побеждал на президентских выборах: в марте 2002 г., июле 2009 г. и в марте 2016 г. одержал убедительную победу, набрав уже в первом туре голосования соответственно 89,41%, 78,61% и 60,39% голосов избирателей. Все эти годы Д. Сассу-Нгессо оставался председателем КПТ.

Как политик Д. Сассу-Нгессо пользуется огромным авторитетом и уважением среди африканских лидеров, неоднократно выступал в качестве посредника в урегулировании конфликтов в Центральноафриканской Республике, Демократической Республике Конго, Ливии. Д. Сассу-Нгессо также активно участвовал в работе международных организаций: являлся председателем Африканского союза (1986–1987 гг., январь 2006 г. – январь 2007 г.), Экономического сообщества государств Центральной Африки (2010–2011 гг., Communauté économique des États de l’Afrique centrale, CEEAC).

В соответствии с действующей Конституцией, одобренной на общенациональном референдуме 25 октября 2015 г. и вступившей в силу 6 ноября 2015 г., президент страны избирается на 5 лет в ходе всеобщего прямого голосования и может быть переизбран еще на два срока. Для победы в первом туре кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов. Если никто из кандидатов не получил такого количества голосов избирателей, то через 21 день после объявления Конституционным судом результатов первого тура проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Также благодаря поправкам к Конституции страны был отменен 70-летний возрастной ценз для кандидатов и «обнулились» два предыдущих президентских срока Д. Сассу-Нгессо, в результате чего он смог участвовать в президентских выборах 2016 г. и одержать победу.

Выступая с предвыборной речью в 2021 г. перед избирателями, Д. Сассу-Нгессо заявил, что стране нужны политики с опытом, каковым он и является, и в случае переизбрания на новый срок направит все свои силы, знания и опыт на решение экономических задач: подъем сельского хозяйства, диверсификацию отраслевой структуры экономики, преодоление нефтяной зависимости страны.

Выборы прошли активно, в мирной и спокойной обстановке. Около 2 млн избирателей получили беспрепятственный доступ к 5,7 тыс. избирательных участков. Присутствующие на выборах международные наблюдатели признали выборы состоявшимися, серьезных нарушений в ходе их проведения не было. Однако было отмечено, что в день голосования в Республике Конго, как и во время предыдущих президентских выборов (2016 г.) не работал интернет, хотя во всех регионах была устойчивая мобильная связь.

По итогам прошедших выборов Д. Сассу-Нгессо одержал победу уже в первом туре голосования и в четвертый раз был избран президентом Республики Конго. За него проголосовали 88,57% избирателей при явке 67,55%. Г.-Б. П. Колела получил 7,84%,
М. Дзон – 1,9% голосов избирателей.

Буквально накануне выборов стало известно, что лидер оппозиции Г.-Б. П. Колела, наиболее сильный из шести зарегистрированных Центральной избирательной комиссией соперников действующего президента Д. Сассу-Нгессо, заболел COVID-19 и скоропостижно скончался в день голосования.

Опыт предыдущих выборных кампаний в Республике Конго показал, что итоги выборов принимаются населением неоднозначно. Так было в 2012 г.: после подведения итогов парламентских выборов начались протестные выступления, чтобы остановить которые властям пришлось применить жесткие меры. После президентских выборов 2016 г., на которых Д. Сассу-Нгессо набрал 60,19%, Г.-Б. П. Колела – 15,04%, Ж.-М. М. Мококо – 13,74%, П. Цати-Мабиала – 4,67%, А. Окомби Салисса – 4,12%, столицу охватили беспорядки, прошли массовые протесты. Оппозиция не признала результаты выборов, обвинив власти в фальсификации результатов голосования, и призвала население к гражданскому неповиновению. Начались аресты политических оппонентов власти.

Победа Д. Сассу-Нгессо, безусловно, вызовет недовольство со стороны оппозиции, которая попытается вывести своих сторонников на улицы, что может привести к повторению событий 2016 г. К тому же пандемия COVID-19 усугубила кризисные явления в экономике страны, усилила недовольство населения проводимой государственной политикой. Однако силовые методы разрешения противоречий между властью и оппозицией могут не только усугубить ситуацию, но и привести к расколу в стране. В этих условиях заслуживает уважения призыв экс-лидера находящейся в оппозиции военной группировки «Ниндзя» (формально прекратившей свое существование в 2008 г.) Ф. Бинтсаму (известного как пастор Нтуми), соблюдать законность.

Первые дни после выборов прошли в спокойной обстановке. Есть надежда на ее сохранение.

За годы независимости в Конго произошли радикальные перемены в политической, экономической и социальной сферах. За 1960–2020 гг. объем ВВП вырос с 0,13 до 9,26 млрд долл. США. Повысились темпы роста экономики: если в 1960-е годы среднегодовой темп прироста ВВП составлял 2,7%, то в 2000-е годы – 3,5%. Объем дохода на душу населения вырос со 129,37 до 2128 долл. США. По величине дохода на душу населения Конго заняло одно из первых мест среди франкоязычных стран Тропической Африки.

По классификации ООН Республика Конго относится к группе стран с доходом ниже среднего уровня и занимает 153-е место в списке из 195 стран мира. Такие изменения стали возможны благодаря новому статусу страны: Конго вошло в список нефтедобывающих стран и стран-экспортеров нефти, а в июне 2018 г. Республика стала полноправным членом Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК). Нефтяной фактор оказал огромное влияние на развитие экономики. Нефть – главное богатство страны. Поступления от ее добычи составляют более 50% государственных доходов и почти 90% экспортных поступлений Конго. На нефтяной сектор приходится 65% ВВП. В 2000-е годы добыча нефти в среднем составляла 12 млн т в год. Конго стабильно занимало 4−7-е место в Африке по добыче нефти. Однако падение цен на нефть, начиная с 2014 г., негативно сказалось на конголезской экономике, внесло серьезные коррективы в планы экономического развития страны.

По индексу человеческого развития (0,609) в 2019 г. Конго находилось на 138-м месте в списке из 189 стран. Несмотря на очевидные успехи в экономической сфере, более 46% населения страны живет за чертой бедности, детская смертность находится на уровне почти 51 на 1000 новорожденных, а продолжительность жизни составляет 61 год (оценка на 2020 г.). Вместе с тем уровень неграмотности – один из самых низких в Африке: 19,7%.

Власти Республики Конго высоко ценят дружественные отношения с Россией и возлагают большие надежды на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Д. Сассу-Нгессо неоднократно находился в СССР и Российской Федерации с официальными визитами. За годы развития двусторонних связей после установления дипломатических отношений между двумя странами (16 марта 1964 г.) было заключено порядка 100 соглашений и протоколов, получило развитие многоплановое сотрудничество.

В мае 2012 г. в Браззавиле прошел российско-конголезский бизнес-форум, в котором приняли участие крупные российские компании и банки, такие как «Камаз», «Энергомашэкспорт» (занимается проектированием, поставляет оборудование и проводит строительно-монтажные работы ГЭС и ТЭЦ), инвестиционная финансовая компания «Метрополь», ООО «ЧЕТРА» (реализует технику промышленного назначения, необходимую в строительстве крупнейших производственных площадок, морских портов, в освоении месторождений природных ископаемых и прокладке трубопроводов), «Внешэкономбанк».

В ноябре 2012 г. состоялся официальный визит президента Республики Конго в Россию, в ходе которого обсуждались направления экономического сотрудничества в энергетике, транспорте, реализации инфраструктурных проектов, в гуманитарной сфере.

В мае 2019 г. состоялся очередной официальный визит президента Д. Сассу-Нгессо в Россию, в ходе которого были заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в области массовых коммуникаций и о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Также было подписано дополнение к Соглашению об урегулировании задолженности Республики Конго перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 12.07.2002, межведомственные документы о сотрудничестве между правоохранительными органами двух стран и о сотрудничестве в области сельского хозяйства, а также контракт о направлении в Республику Конго российских военных специалистов.

Российские компании примут участие в строительстве трубопровода от порта Пуэнт-Нуар к терминалам в Малоуку и Лутете. Трубопровод предназначен для транспортировки таких нефтепродуктов, как бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Его расчетная мощность составит 2,1 млн т в год, а период эксплуатации – не менее 40 лет. Конечными потребителями нефтепродуктов будут Республики Конго, Демократическая Республика Конго и Центральноафриканская Республика.

Прорабатывается проект строительства магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) протяженностью более 1,3 тыс. км от порта Пуэнт-Нуар до г. Весо (на границе с Камеруном). МНПП должен пройти через столицу Браззавиль. В данном проекте участвуют российские компании ПАО «Лукойл», «Зарубежнефть» и ПАО «Трубная металлургическая компания», с конголезской стороны – Конголезская национальная нефтяная компания (Société nationale des pétroles congolais, SNPC).

Представляет интерес предложение конголезской стороны сотрудничать в области добычи и транспортировки природного газа.

В 2010-е годы существенное развитие получило сотрудничество Конго с Россией в военной сфере. В Конго на вооружении находится большое количество военной и специальной техники советского и российского производства, которая при качественном обслуживании и эксплуатации может служить еще долгие годы. В марте 2017 г. была создана российско-конголезская рабочая группа по военно-техническому сотрудничеству, деятельность которой направлена на укрепление обороноспособности Республики Конго и оказание помощи в подготовке военных кадров.

Направление в Конго российских военных специалистов может стать первым шагом по созданию на территории Конго учебных центров и военных баз вооруженных сил Российской Федерации с целью выстраивания новой системы безопасности в центральноафриканском регионе в рамках политики укрепления стратегического партнерства.

После проведения в 2019 г. в Сочи форума «Россия–Африка» значительно активизировались рабочие контакты между двумя странами. А подписание в 2019 г. соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве открывает новые перспективы развития двусторонних связей.

Виноградова Н.В., к.э.н, с.н.с.
Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН