Президентские выборы в Джибути. Обстановка в стране и прогнозы ее развития.
Президентские выборы в Республике Джибути состоялись 9 апреля 2021 г. Действующий президент Исмаил Омар Гелле, набрав 98,58% голосов от числа зарегистрированных избирателей*, в пятый раз занял пост главы государства. В целом, выборы прошли спокойно, и в условиях отсутствия реальной оппозиции действующему президенту имели в общем-то предсказуемый результат. Немногочисленные оппозиционные партии Джибути, как и ранее, не сумели выдвинуть единого кандидата и традиционно бойкотировали выборы. Единственным соперником действующего главы государства был малоизвестный политик и бизнесмен Закария Фарах, который ожидаемо не смог получить достаточной общественной поддержки. По итогам Фарах формально выступил с критикой условий проведения выборов. Однако председатель наблюдательной миссии Африканского союза (АС), бывший премьер-министр Гвинеи, Ахмед Тидиан Суаре, заявил, что существенных нарушений в ходе выборов отмечено не было.
Таким образом, 73-летнему действующему президенту предоставлен очередной пятилетний мандат на управление страной. Вероятно, этот срок будет последним в политической карьере Исмаила Омара Гелле, так как конституционная реформа 2010 г., которая отменила ограничения на количество сроков, ввела при этом возрастной ценз в 75 лет.
Переизбранный президент Джибути является одним из самых опытных африканских политиков высшего ранга и бессменно руководит страной с мая 1999 г. Он умеет находить компромиссные внутриполитические решения, которые уравновешивают и, как правило, устраивают местные элиты. Проводимая им региональная политика позволяет Джибути оставаться фактором стабильности на Африканском роге. Это важно, особенно с учетом того, что страна граничит с очень сложными и дезорганизованными государствами: на севере – с Эритреей и на юго-востоке – с непризнанным самопровозглашенным Сомалилендом (формально входит в состав Республики Сомали). Курс, проводимый президентом во внешней политике, прагматичен и сбалансирован, что дает возможность развивать многоплановое сотрудничество с США, странами Европы, Персидского Залива и Китаем. При этом он умело использует в своих целях противоречия, имеющиеся у этих стран в проводимой ими африканской политике. Отношения с Россией носят дружественный политический характер, имеется определенный уровень взаимодействия в военно-технической области, который сохраняет потенциал дальнейшего развития. Однако в торгово-экономической сфере сотрудничество между нашими странами остается на низком уровне и явно не соответствуют имеющимся потенциальным возможностям.
В настоящее время с учетом перезапуска российской экономической политики в отношении Африки, Джибути может и должна стать одной из важных «точек входа» нашего бизнеса в страны региона Восточной Африки. Выделим главные аргументы в пользу такого подхода.
Во-первых, это крупнейший транспортный узел восточной Африки, который в перспективе замкнет на себя трансафриканские потоки, включая транспортный коридор Южный Судан – Эфиопия – Джибути. Во-вторых, близость к Эфиопии, которая является одной из самых бурно развивающихся африканских экономик. В-третьих, это возможность использования преимуществ свободной экономический зоны Джибути, которая создана и развивается по образцу и подобию логистической инфраструктуры ОАЭ и предоставляет своим резидентам весь комплекс офисных, логистических и складских услуг «под ключ». Важным преимуществом размещения российских компаний в такой зоне является возможность беспошлинного ввоза товаров и оборудования и их льготного реэкспорта в любую страну региона Восточной Африки. Свободная экономическая зона Джибути дает также широкий набор льгот и преференций для иностранных компаний, готовых идти на локализацию здесь своего производства. Развивая партнерские политические и экономические отношения с Джибути, Россия будет усиливать возможность влияния на процессы, происходящие в соседней Сомали, особенно в Сомалиленде, который в настоящее время является (в отличие от всех других сомалийских территорий) политически стабильным и экономически развивающимся образованием, активно включенным в хозяйственную и финансовую деятельность и Джибути, и Эфиопии. Российско-джибутийское сотрудничество в более отдаленной перспективе может также способствовать восстановлению наших экономических позиций в отношении стратегических ресурсных и инфраструктурных объектов на сомалийской территории, включая порт Бербера. В настоящее время при инвестиционной поддержке Эмиратов там уже завершается модернизация и запуск в эксплуатацию крупного коммерческого порта. В начале мая 2021 г. Эфиопия подписала с ОАЭ контракт на строительство железной дороги от Аддис-Абебы до порта Бербера в Сомалиленде. Таким образом, более активное вовлечение России в региональные процессы с опорой в том числе на Джибути даст возможность укрепления отношений, сотрудничества и совместных действий с арабскими инвесторами и, как следствие, будет способствовать усилению позиций России не только в районе Африканского Рога, но и Аравийского полуострова. По нашей оценке, Джибути также является чрезвычайно удобным стратегическим местом для размещения в перспективе российского банка, который взял бы на себя обслуживание деятельности российских компаний, которые были бы готовы и способны участвовать в реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе Восточной Африки.
Секрет политического долголетия и устойчивости власти действующего президента связан с рядом факторов. Отметим лишь основные. Во-первых, это небольшая по размеру территория (23 200 кв. км), незначительная численность населения и его относительная моноэтничность (исса и другие сомалийские племена – 60%, афар – 35%). Такое положение упрощает не только административное управление, но и решение национального вопроса, являющегося «камнем преткновения» для внутренней стабильности большинства других стран Африки.
Немаловажное значение имеет продуманная религиозная политика, которую не только декларирует, но и активно проводит джибутийский лидер. Так, на территории страны – члена лиги Арабских государств, коренное население которой практически полностью исповедует ислам, созданы и поощряются условия веротерпимости и толерантности. В столице с 1960-х годов действует эфиопский православный храм Архангела Гавриила. Несколько лет назад по личному распоряжению президента было выделено три гектара земли вдоль автотрассы, соединяющей Джибути и Эфиопию, для строительства православного монастыря Святой Марии, который обустраивается и будет находиться под управлением Эфиопской православной церкви. Такой подход во многом обусловлен экономической общностью Джибути с огромным по территории и влиянию южным соседом – Эфиопией, больше половины 110-миллионного населения которой исповедует христианство. При этом Джибути – важнейший и до полного восстановления политических отношений Эфиопии с Эритреей практически единственный путь логистического снабжения многомилионной страны, лишенной своего выхода к морю. Джибути и Эфиопия не просто зависят друг от друга, но фактически составляют единое экономическое пространство. Возможно, определенное влияние имеет и тот факт, что джибутийский президент и сам родился на востоке Эфиопии в г. Дыре-Дауа.
Однако решающим фактором успеха более чем двадцатилетнего правления вновь избранного лидера стало стабильное экономическое положение страны. И это несмотря на отсутствие в Джибути каких-либо ископаемых ресурсов и практически непригодные для земледелия, преимущественно пустынные земли. Природно-климатические ограничения успешно компенсируются тем, что руководство Джибути разумно и дальновидно использует стратегически выгодное географическое положение страны. На востоке страна омывается водами Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное море и Аденский залив. Таким образом, с крошечной территории Джибути можно фактически контролировать судоходство по важнейшему Красноморскому транспортному пути. Этот морской торговый коридор связывает посредством Суэцкого канала Азию и Европу и является одним из важнейших в мире. Ежегодно через Красное море транспортируется различных грузов на общую сумму около 700 млрд долл. США. Отсюда вытекают сразу три источника доходов, составляющих основу благополучной экономики Джибути. Первая – это прямые (арендная плата) и косвенные (обеспечение жизнедеятельности воинских контингентов) доходы в бюджет от размещения на территории страны иностранных военных баз. Сегодня с территории Джибути район Красного моря и прилегающие страны контролируют: Франция – традиционный союзник, сохранивший здесь свое влияние с колониальных времен; США, базирующиеся в Джибути со времени начала так называемой контртеррористической операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане; Япония и Италия, пришедшие в страну на волне борьбы с морским пиратством. В 2017 г. к ним присоединился Китай, давно вступивший в борьбу за глобальное лидерство и открывший именно в Джибути свою первую официальную заморскую военную базу. Кстати, Пекин является объективно самым заинтересованным в обеспечении стабильности Красноморского торгового пути из всех присутствующих в Джибути иностранных государств, и именно он является основным его оператором. Кроме того, в Джибути на постоянной основе развернута группировка ВМС НАТО (тоже под предлогом борьбы с пиратством) и многочисленные пункты материально-технического обеспечения Германии и других стран НАТО. В скором будущем к военному базированию здесь может приступить Саудовская Аравия, которая рассматривает Джибути, в том числе благодаря сбалансированной политике Исмаила Омара Гелле, в качество своего стратегического регионального союзника и оказывает ему политическую и значительную финансовую помощь.
Однако финансовая прибыль от аренды иностранных военных баз – существенная, но не единственная и на данном этапе уже не главная составляющая относительного экономического благополучия страны. Следует отметить, что в последние годы джибутийское руководство стремится проводить дифференцированную экономическую политику для снижения зависимости от иностранных субсидий (основной донор – Франция – вкладывает в экономику своей бывшей колонии около 720 млн долл. США в год, в том числе и в соответствии с обязательствами о военной защите Джибути) и доходов от аренды от иностранных военных объектов. Несмотря на то, что пока государственные расходы превышают доходы казны приблизительно на 200 млн долл. США в год и продолжающийся рост государственного долга, имеются основания говорить о в целом правильной экономической политике.
За основу взят удачный опыт недалекого соседа – ОАЭ, руководство которых сумело сойти с односторонней зависимости от экспорта сырой нефти за счет развития других областей экономики, в первую очередь транспорта, где также была сделана ставка на выгодное географическое положение страны.
Джибути, рассчитывая в будущем превратиться в «африканский Дубай», в последние годы создает условия для привлечения иностранных инвестиций в интересах развития транспортно-логистической инфраструктуры. При этом многочисленное иностранное военное присутствие не только подпитывает экономику Джибути, но и является своеобразным гарантом безопасности этой страны, а значит и стабильности, что в Африке является главенствующим фактором при принятии иностранными компаниями своих инвестиционных решений.
Уверенные показатели роста и реализуемый руководством страны курс на диверсификацию экономики (превращение Джибути в региональный цифровой хаб и создание национальной промышленной базы) привлекают интерес ведущих игроков банковской системы Африканского континента. Так, в январе 2021 г. состоялось открытие джибутийского отделения Международного бизнес-банка Буркина-Фасо, который пополнил список уже имеющихся в стране банковских институтов из ведущих стран Европы и Ближнего Востока.
Другим направлением развития экономики страны является создание континентальной транспортно-логистической системы. К 2035 г. планируется завершение строительства очередной (третьей по счету) и крупнейшей в регионе свободной индустриальной зоны Джибути-Дамержог общей площадью более 30 кв. км. На ее территории планируют разместить судостроительный и цементный заводы, многоцелевой порт с контейнерным терминалом, производственный комплекс легкой промышленности, электростанции на возобновляемых источниках энергии, водоопреснительные установки, а также сеть нефтехранилищ и свой нефтеперерабатывающий завод. Достигнутые к настоящему времени экономические успехи Джибути подталкивают руководство страны к реализации новых крупномасштабных проектов в сфере транспорта и логистики. В рамках стратегического плана их дальнейшего развития рассматривается возможность строительства транс-материковой железно- и автодорожной магистрали Джибути – Дуала – Дакар, которая соединит побережья Индийского и Атлантического океанов. Наряду с этим, власти Джибути и Эфиопии координируют усилия по максимальному расширению возможностей использования электрифицированной железной дороги Джибути – Аддис-Абеба.
Понятно, что обозначенные выше достижения Джибути во внутренней и внешней политике, а также экономические успехи страны ограничиваются словом относительные. Как и во всех без исключения других странах Африки, ситуация в Джибути далека от идеала. Отмечаются факты государственной коррупции, несоблюдения прав человека, притеснение оппозиции, значительный дисбаланс в уровнях социального обеспечения и доходах различных классов населения, не искоренена бедность.
Тем не менее, подводя общий итог, можно сделать вывод, что правящему строю во главе с президентом Исмаилом Омаром Гелле удается выдерживать определенный баланс интересов и проводить политику, обеспечивающую стабильное развитие в интересах большинства населения, что, пусть и с определенными оговорками, подтвердили прошедшие в стране выборы.
*Для участия в выборах было зарегистрировано около 215 000 чел. Общая численность населения страны 973 560 (оценка 2019 г.).
Мезенцев С.В.,
к.воен.н., с.н.с. Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН