Семинар "Образы и смыслы будущего в условиях цивилизационного транзита (на примере стран Африки и Востока)"

21 июня 2023 г.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Отделение глобальных проблем и международных отношений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ

ИНСТИТУТ АФРИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


30/1 ул. Спиридоновка, Москва, 123001
Тел. (495) 690-27-52
Факс: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru



30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001
Tel. (495) 690-27-52
Fax: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru/en

ЦЕНТР ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИАФР РАН

Семинар

ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ БУДУЩЕГО В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ТРАНЗИТА
(НА ПРИМЕРЕ СТРАН АФРИКИ И ВОСТОКА)

Москва, 21 июня 2023 г.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА


21 июня 2023 г. Центр цивилизационных и региональных исследований (ЦЦРИ) провел семинар "Образы и смыслы будущего в условиях цивилизационного транзита (на примере стран Африки и Востока)".

Открывая семинар, д. и. н., зав. ЦЦРИ И.В. Следзевский обратил внимание на важную и растушую роль в современном историческом познании образов истории. Если на теоретическом уровне историческое мышление оперирует в первую очередь научными, объективистскими понятиями и категориями, то на уровне целостных и наглядных исторических представлений (концептов) его главным содержательным и формообразующим элементом становятся целостные образы исторических фактов, времени и пространства истории, создающие целостные картины-репрезентации истории в качестве исходного и обязательного условия и этапа смыслового конструирования исторического знания. Очевидна роль образов прошлого как средства формирования и передачи исторической памяти в меру ее востребованности в текущей жизни общества. Но особое смысловое значение имеют и образы будущего. Представляемый наглядно, хотя и не всегда визуально, образ будущего репрезентирует еще не проявившиеся, но возможные и ожидаемые процессы, выражает и закрепляет предвидение будущего подобно тому, как образ прошлого выражает память об уже прошедшем времени.

Новое и весьма емкое значение образ/концепт будущего приобретает в русле современных (синергетических) трактовок переходных этапов истории как периодов хаотического состояния общества, выводящих его на новое устойчивое состояние развития (аттрактор). В русле синергетического подхода состояние и динамика образов будущего могут рассматриваться как цельный показатель динамики устойчивости/неустойчивости общественной системы: распад и отсутствие таких образов – критическая точка исторической переходности; выбор нового образа будущего – критическая (бифуркационная) точка переходности; реализация лежащего в основе избранного образа концепта в качестве макроисторического проекта, связывающего цели/причины дальнейшего развития общества с поворотными моментами – аттракторами его истории. Такое понимание динамки образов будущего весьма актуально для современных переходных обществ Африки и Востока в контексте широко разворачивающихся с конца ХХ в. напряженных и переломных процессов противостояния западной и восточных цивилизаций, транзитивных цивилизационных процессов Исламского и Африканского возрождения, распространяющейся идеи многообразия картин мира и множественности моделей исторического знания и исторической науки. Главная задача проводимого семинара – представить и раскрыть на конкретном материале стран Африки и Востока смысловые концепты/конструкты образов будущего в контексте современных процессов мирового цивилизационного транзита.

В своем докладе «Образы и символы «Африканского Возрождения» к.филос.н, вед.науч.сотр. А.Н. Мосейко рассказала об этапах формирования и развития идеи образов возрождения Африки. Еще в XIX в. Э.Блайденом была сформулирована идея «новой Африки», образами которой стали «особенности африканской личности», «Африка для африканцев». В первой половине ХХ в. развивались идеи и образы негритюда, возвышающие особенности африканской культуры и ментальности: чувственно-эмоциональной, высокодуховной, противостоящей холодной рациональности Запада. Параллельно развивались панафриканистские идеи и образы. Кваме Нкрума продолжил развитие образа «африканской личности», а также выдвинул идею-образ «Соединенных штатов Африки». Образы возрождения – Ренессанса – нашли свое продолжение в ЮАР в докладах ТабоМбеки и в дискуссиях. Докладчик уделила особое внимание терминам «Возрождение» и «Ренессанс» и об образах, выражающих сущность понятия возрождение Африки. В африканских культурах и языках нет понятие «возрождение» (ренессанс) и эквивалентных терминов. Есть сходное по смыслу слово «майибуйе», то есть «вернись», а также образы, символизирующие переход к будущему с сохранением традиций.

В докладе к.психол.н., ст.науч.сотр. ЦЦРИ Е.В.Харитоновой «Образы будущего Африки: мечты и реальность: города, проекты (в контексте проблемы постколониальности)» говорилось о том, что истории, порожденные колониализмом и тесно взаимосвязанные с ним, очень разнообразны. Первое – это ситуации реванша, второе – ситуации солидарности народов, ставших жертвой колониальных режимов или дискриминации по расовому признаку, и третье – очень мощные и разноплановые футурологические проекты, объединяемые африканской мечтой. Эти проекты могут казаться утопией, вместе с тем, они очень ярко отражают общественные настроения в среде бывших угнетенных народов. В докладе акцент сделан на футурологических проектах, которые также разнообразны. Приведен конкретный пример – строительство в Сенегале, в 100 км от Дакара «города будущего» — Эйкон-сити, идею которого воплощает американо-сенегальский рэпер Эйкон. Проект стартовал в 2018 г., и два года спустя был заложен первый камень. Архитектурный проект разработан архитектором Хусейном Бакри из Абу-Даби, деньги на реализацию проекта почти полностью найдены. Стоимость проекта оценивается в $6 млрд. Часть из них, а именно $2 млрд, инвестировал сам Алиан Дамала Тиам (Эйкон). Земля была подарена Эйкону президентом страны Маки Саллом - участок в 2 тыс акров в 100 км от Дакара, столицы Сенегала. Главная идея и постколониальная миссия данного проекта: город откроет новые возможности для всех афроамериканцев, сталкивающихся с расовой дискриминацией. Принятый в 2015 г. Африканским Союзом документ «Повестка 2063», где тщательно проработаны детали и перспективы африканского будущего, тоже можно считать футурологическим постколониальным проектом, воплощающим мечты африканцев о должном, вопреки сущему.

Доклад «НЕОМ – город будущего в контексте реформ в Саудовской Аравии» к.и.н., ст.науч.сотр. ЦЦРИ, Нефляшевой Н.А., был посвящен анализу предпосылок появления проекта города НЕОМ, его будущей структуры и проблемам реализации. Докладчик отметила, что НЕОМ относится к категории городов Smart City. Появление проекта НЕОМ вписывается в концепцию КСА «Vision-2030» и усилия наследного принца Мухаммада Бин Салмана по превращению замкнутого, зависящего от нефти королевства в современную открытую для мира страну умеренного ислама с диверсифицированной экономикой. Предполагается, что город-государство площадью 26500 кв.км будет построен в провинции Табук, на границах с Иорданией и Египтом и расположен на 500 км. живописной береговой линии. Бюджет проекта – $500 млрд. Тот факт, что 10% мировой торговли уже проходит через Красное море, а будущий НЕОМ отделяет всего 4 часа полета от 40 % территорий земного шара, уже создает ему преимущества. НЕОМ задуман как энергетически чистый глобальный центр торговли, инноваций и знаний. Некоторые детали города – летающие такси, посев облаков для получения сильного дождя, роботы-горничные, роботы-динозавры, голографические учителя для детей, светящийся в темноте песок, искусственная луна и др. – делают его действительно городом будущего. Нефляшева Н.А. рассказала о комплексе LINE, названном наследным цивилизационной революцией, и о его архитектурных особенностях, в том числе об урбанизме невесомости. Докладчик рассказала о проблемах реализации проекта НЕОМ – экономических (нехватка средств для реализации проекта), внутриполитических (протесты из-за выселения 20 тыс. человек племени хувейтат с мест своего традиционного проживания), культурно-цивилизационных (предполагаемая продажа алкоголя в НЕОМе, появление новых прав женшин и в целом изменение женского дискурса в КСА).

Шемякин Ф.Я., архитектор, аспирант МАРХИ, выступил с докладом «Архитектура «незападного» мира в цивилизационном контексте: - Образ будущего на руинах настоящего. Проекты международного архитектурного конкурса Memory – RegatheringSyria; - От Века Машин к Веку Жизни: цивилизационный транзит в глобальном контексте (на примере концепции архитектора КисёКурокавы)».

Докладчик рассказал об архитектурном конкурсе «Память: воссоздание Сирии», посвящённом поиску идей по созданию Сирии «с нуля», возвращению утраченного и воссоединению сирийского народа средствами архитектуры. Архитектурный объект в сердце Старого города в Алеппо должен был стать символом компромисса и надежды на восстановление. В ходе выступления автором были проанализированы проекты участников конкурса и их концепции. Ф. Я. Шемякин представил собственный проект Научно-образовательного мемориального центра в Старом городе в Алеппо. Основной задачей, стоявшей перед автором, стало предложение архитектурного решения, с одной стороны, отражающего события прошедших лет, нанесших колоссальный ущерб городскому пространству, с другой, несущего в себе утилитарную функцию в настоящем, органично вписываясь в городской контекст, формируя при этот образ будущего, преодолевающего травму прошлого. Во второй части своего доклада Ф.Я. Шемякин проанализировал концепцию известного японского архитектора К.Курокавы, в рамках которой он рассматривал ХХ в. как «Век Машин», логоцентризма и евроцентризма, идеал которого – универсальность, уничтожающая культуры и идентичность. В противовес ему в ХХI в., «Веке Жизни», этот идеал универсальности, по мнению К.Курокавы, должен быть заменен на симбиоз различных культур, их равноправное и органичное сосуществование.

Шемякина О.Д., к.и.н., н.с. кафедры истории России до начала XIX века МГУ им. МВ Ломоносова, выступила с докладом «Руины как манифестация настоящего и проекция будущего». По ее мнению, руины как материальный обломок прошлого являются поводом для обращения к нематериальному наследию, которое должно стать частью визуальной работы архитектора, ставящего перед собой задачи преодоления чисто функциональных задач при проектировании. Музеефикацию руин, считает О.Д. Шемякина, логично связывать с манифестацией прошлого, представляющего в настоящем предшествующее политическое и идейно-смысловое наследие. Таким образом прошлое не предается забвению и не вытесняется, но остается ли оно в зоне диалога? Погружение руин в структуры большой длительности дает возможность преодолеть границы дискретного времени существования политий и выйти во время геополитических, природно-климатических констант, а также длящегося трансфера идейного наследия цивилизаций, в зоне пересечения которых находилась и находится современная Сирия. И это дает возможность поставить вопрос о том, например, как античное наследие, понятое широко, как цивилизация знания, упорядочивания политической жизни, являющегося воплощением коллективной воли социума, присутствует в современном арабском мире, а также поставить вопрос о том, как наследие имперского прошлого великих цивилизаций, в зоне которых находилась Сирия, оказывает влияние на сосуществование различных культурных общностей в настоящем.

Шемякин Я.Г., д.и.н., главный научный сотрудник ИЛА РАН, выступил с докладом «Проблема цивилизационного транзита в свете «иконического» поворота в гуманитарных науках».
Одним из ряда «поворотов», определивших ситуацию в сфере мирового гуманитарного знания (лингвистического, когнитивного и др.), стал т.наз. «иконический» поворот, зафиксировавший тот факт, что в фокусе внимания ученых и мыслителей в конце XX – начале XXI вв. оказалась проблема образа. В этом смысле тема данного семинара, отметил докладчик, находится в основном «тренде», определяющем динамику процессов, развертывающихся в духовном космосе планеты. Особое значение «иконический» поворот имеет для исследователей неевропейских цивилизаций, которым достаточно давно стало ясно, что ограничить методологический инструментарий понятиями при изучении этих цивилизаций невозможно. В поисках методологических орудий, способных адекватно отразить ту реальность, которая являлась и является главным объектом исследований автора доклада, а именно – реальность Латинской Америки, он обратился к опыту востоковедов, которые (Шуцкий, Григорьева и др.) выдвинули концепт «мыслеобраза», т.е. особой когнитивной конструкции, в которой сочетаются черты понятия и образа. Обобщая как собственный исследовательский опыт, так и опыт коллег, автор заявил, что именно такая конструкция в наибольшей степени соответствует задачам анализа действительности не только Востока, но и Латинской Америки (как, впрочем, и России).

Концепт мыслеобраза, основанный на одновременном использовании двух основных интеллектуальных стратегий, «правополушарной» (ориентированной на познание объекта исследования как целостности с помощью эмоционально-образных средств) и «левополушарной» (основанной на аналитическом расчленениия данного объекта) особенно важен при рассмотрении темы архаики как одной из трех главных парадигм универсального, наряду с наследием первого осевого времени (по К.Ясперсу) и второго осевого времени, эпохи модернизации (по К. Ясперсу, Ш.Н. Айзенштадту и др.). Как было установлено в ходе сравнительных цивилизационных исследований, диалог упомянутых трех парадигм универсального и локального измерения бытия той или иной культурно-исторической общности – это основа диалогической ткани социальности всех цивилизаций. В условиях цивилизационного «пограничья», к которому принадлежат и Латинская Америка, и Россия, архаическая парадигма универсального играет гораздо более значительную роль, чем на Западе. Различия с великим цивилизациями Востока менее ярко выражены, но они имеются и здесь.

В дискуссии выступил к.э.н., заведующий Центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога ИАФР РАН А.А.Ткаченко. Он отметил, что Африка многолика и это предопределяет калейдоскопичность образов и смыслов настоящего и будущего континента, десятков населяющих его народов и сотен этносов, различных религиозных верований и общностей. При таком многообразии, которое не является чем-то застывшим «на века», а, напротив, динамично обновляется под влиянием глобализации экономических и социально-политических процессов, мощных миграционных потоков, сложившегося единого информационного пространства, других факторов, формируется обширный эволюционирующий, «живой калейдоскоп» образов и смыслов. При всем многообразии, считает А.А. Ткаченко, их можно свести к нескольким фундаментальным образам и смыслам – европоцентричного и (или) афроцентричного свойства. Среди них выделяются «возрождение», «ренессанс» v/s «регресс», «упадок». В последний период — в течение 1-2 десятилетий в не малочисленной группе стран проявился вектор упадка, застоя. В другой группе те африканские страны, которые продемонстрировали, хотя и не вполне устойчивые, относительно высокие, в сравнении со среднемировыми, темпы роста ключевого показателя – ВВП, характеризующего явные признаки цивилизационного прогресса, (возможно) предвестника африканского возрождения. Прогресс в преодолении слаборазвитости, социальных «болезней» (безработицы, коррупции и т. п.), в формировании более транспарентной, конкурентной, более эффективной власти, политической системы указывает на один из важных векторов развития Африки, возможно, на постепенное укоренение, отнюдь не однолинейного, процесса обновления, модернизации.