Круглый стол «К 30-летию первых нерасовых выборов в ЮАР (1994 г.) и итогам выборов 2024 г.»

19 июня 2024 г.
300 лет РАН

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ

ИНСТИТУТ АФРИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


30/1 ул. Спиридоновка, Москва, 123001
Тел. (495) 690-27-52
Факс: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru



30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001
Tel. (495) 690-27-52
Fax: (495) 697-19-54
E-mail: inafr@inafr.ru
https://www.inafran.ru/en

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ЮГА АФРИКИ
ЦЕНТР ИСТОРИИ И КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ АФРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ БРИКС

Круглый стол

«К 30-ЛЕТИЮ ПЕРВЫХ НЕРАСОВЫХ ВЫБОРОВ В ЮАР (1994 Г.) И ИТОГАМ ВЫБОРОВ 2024 Г.»

19 июня 2024 года

Программа

19 июня в Институте Африки РАН прошел круглый стол «К 30-летию первых нерасовых выборов в ЮАР (1994 г.) и итогам выборов 2024 г.», организованный Центром исследований Юга Африки совместно с Центром истории и культурной антропологии и Центром изучения африканской стратегии БРИКС. В ходе заседания было заслушано 11 докладов, посвященных как вопросам социально-политического и экономического развития ЮАР за 30 лет, прошедших с момента выборов 1994 г., так и итогам выборов 2024 г. Были проанализированы в том числе проблемы современного городского развития, энергетический кризис, состояние отдельных секторов экономики, роль женщин в сфере политики и управления, развитие системы школьного обучения и меры по обеспечению бесплатного высшего образования, значение религиозных организаций и участие новых «цветных» партий в выборах 2024 года. А.А. Токарев проанализировал спектр мнений и оценок, данных как ангольской пресой, так и правительством страны, по итогам выборов в ЮАР 2024 г.

В докладах ведущих отечественных африканистов – И.И. Филатовой и В.Г. Шубина − были представлены проблемы, вставшие перед АНК впервые с 1994 г. после потери большинства в парламенте. Напомним, что 29 мая в ЮАР прошли всеобщие демократические выборы в Национальную ассамблею (нижняя палата парламента, состоит из 400 депутатов) и законодательные органы девяти провинций страны. АНК – партия, пришедшая к власти в 1994 г. и удерживавшая стабильное парламентское большинство на протяжении 30 лет, впервые набрала 40,2%. Остальные голоса распределились между оппозиционной партией Демократический альянс – 21,8% и другими, получившими меньшую поддержку , партиями .

Главной новостью стал успех новой партии «Копье нации» («Умконто ве сизве», МК), созданной накануне выборов бывшим президентом ЮАР Дж. Зумой. Набрав 14,6% голосов, она перехватила голоса избирателей у АНК, показав наиболее высокие результаты в провинции Квазулу-Наталь – традиционном форпосте поддержки бывшего президента. Меньше голосов чем ожидалось, набрала партия Дж. Малемы «Борцы за экономическую свободу» – 9,5%. За ней в процентном соотношении следует Партия свободы Инката – 3,85% и ряд мелких политических партий, например, «Патриотический фронт», неожиданно набравший 2% голосов избирателей, полученных за счет поддержки электората «цветных» сообществ провинций Хаутенг и Западный Кейп, или партия «Гуд», возглавляемая действующим министром туризма Патрисией де Лилль, эта партия набрала всего 0,18% голосов также за счет сильной поддержки «цветного» сообщества Западного Кейпа.

В условиях потери парламентского большинства и необходимости вступать в коалицию с оппозиционными партиями, АНК принял стратегическое решение − создать правительство национального единства (Government of National Unity − GNU), в которое были приглашены все 18 парламентских партий. На данный момент официальные документы о присоединении к правительству национального единства подписали 9 партий: АНК, Демократический альянс, Партия свободы Инката, «Патриотический фронт», партия «Гуд», Панафриканский конгресс, партия «Фронт свободы плюс», «Объединенное демократическое движение» и партия «Райз Мзанси» («Вставай, Южная Африка», РМ). Совместно они набирают в Национальной ассамблее более 280 мест. Таким образом, инициатива, исходившая от АНК по созданию коалиционного правительства национального единства, создает уникальный для ЮАР прецедент коллективного управления страной разными политическими силами. Правительство будет вместе вырабатывать решения, и насколько это будет эффективно, сейчас даже трудно предположить. Единое мнение, выраженное на «круглом столе», заключалось в том, что для АНК и Демократического альянса будет проще договориться по экономическим вопросам, чем по политической и внешнеполитической повестке, которая по многим пунктам у АНК и Демократического альянса отличается кардинально. Прежде всего, имеется в виду Палестинский вопрос и нейтральная позиция ЮАР, представленная АНК, по отношению к СВО России на Украине.