18-31 августа 2024 года Полевое исследование в Эфиопии

С 18 по 31 августа 2024 г. Софья Николаевна Замесина, старший лаборант Центра изучения африканской стратегии БРИКС Института Африки РАН, проходила научно-исследовательскую практику в Российском центре науки и культуры в г. Аддис-Абеба.

В ходе практики она провела исследование, целью которого было проанализировать культурные и социальные ценности и предпочтения эфиопской молодежи в образовании, а также исследовать намерение обучаться за границей. Был составлен опросник, состоящий из 17 вопросов, касающихся уровня образования родителей, намерения продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре, степени распространенности онлайн-образования в стране и др. Респондентами выступили 153 учащихся университетов и школ Аддис-Абебы и Дэбре-Зэйта в возрасте 16–25 лет. Ответы собирались вручную с помощью бумажных бланков. Первые три вопроса позволили охарактеризовать выборку. Вопросы касались места рождения, уровня образования родителей, желания учиться за границей, распространенности онлайн-образования в стране, выбора специальности, мнение о наиболее нужных профессиях для страны и др. Часть вопросов касалась желания продолжать учиться за границей, в частности, в России. После сбора первичной информации ответы были обработаны в системе Smart PLS-SEM с целью выявления факторов, влияющих на намерение учиться.

Анализ полученных данных показал, что на желание продолжать учебу влияют ценности студента и нацеленность на получение практических знаний, нежели демографические характеристики (пол, место рождения, уровень образования родителей). Также было выявлено, что в эфиопском обществе сохраняется преемственность поколений: уровень образования родителей влияет на намерение продолжать обучение. Что касается образования за рубежом, 75% эфиопов планируют продолжать обучение за границей. 60 респондентов выбрали местом дальнейшего обучения Россию. Среди причин выбора: хороший уровень образования в стране, большее количество рабочих предложений по специальности, наличие стипендий и программ студенческой мобильности, статусность российского образования, а также преемственность поколений.