3-5 октября 2025 г. Доклад Александра Неклессы «Миропонимание и миростроительство: моделирование эволюции антропокосмоса»
3-5 октября 2025 г. в Нижнем Новгороде прошла V Международная научная конференция «Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме». организованная Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского, РОИФН, Институтом философии РАН.
На заседании III секции «Исследование современной социальной реальности и проблемы междисциплинарного подхода» был представлен доклад «Миропонимание и миростроительство: моделирование эволюции антропокосмоса» старшего научного сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН А.И. Неклесса.
Основной предмет обсуждения на конференции – актуальная динамика Современности, которая выводит на первый план философское переосмысление феномена революции в его самых разнообразных измерениях: социальном, культурном, научном, технологическом, антропологическом. В условиях постоянно меняющихся очертаний современного мира именно анализ революционной модели развития становится ключом к пониманию актуальных трендов и явлений. Революции может быть противопоставлена эволюция как противоположная модель изменений в науке, культуре и обществе. Выбор в рамках этой альтернативы или осмысленный отказ от нее позволяет не только прояснить наличное состояние социального бытия, но и наметить дальнейшие пути его развития.
На секции обсуждалась преимущественно социальная реальность, ставшая многослойной, текучей и непредсказуемой до неузнаваемости, трансформируя старые проблемы и порождая новые, которые порой выглядят неожиданными. В этих условиях одним из эффективных способов исследования и конструирования социальной реальности является междисциплинарный подход.
В своем докладе А.И. Неклесса отметил, что история, подобно развивающемуся организму, демонстрирует эволюцию социально-политического обустройства планеты, перемежающуюся революционными транзитами, а точнее – полифоничную коэволюцию общего маршрута человечества, продуцируя все более сложные состояния. В прошлом и нынешнем веке во всех областях деятельности происходят существенные перемены – качественные и количественные, и в процессе развития человеческой популяции структурируется чреда организационных форм, в том числе, через политическую деколонизацию и попытки сформировать объединенный концерт наций.
Примером транзитных состояний может послужить процесс модернизации и его превратности в разных обществах и культурах, развивающихся в одном направлении –- ускорения социальной и ментальной мобильности, но различным образом. В данном контексте особое внимание привлекает и набирающий силу феномен постколониальности как «большой вызов» Современности и важный ориентир социальных движений.
Постколониальность – сущностная черта возникающего миропорядка, и хотя колониальность как феномен и проблема продолжает существовать в современном мире, борьбу за политический суверенитет дополняет и замещает практика глубинной деколонизации, социокультурной и психологической. Преодолевая разнообразные версии природной, социальной и моральной угнетенности, постколониальность становится рамочным понятием для ряда процессов, разворачивающихся на территориях мирового Севера и глобального Юга.






