«Стратегии российского бизнеса в Африке»
Харитонова Елена Владимировна
Глава делегации,
руководитель проекта
«Стратегии российского бизнеса в Африке»
О визите делегации РФ в Республику Южный Судан (12-15 мая 2013 г.) и Республику Уганда (15-18 мая 2013 г.).
12-18 мая 2013 года состоялся визит делегации российских деловых кругов в две страны Восточной Африки - Республику Южный Судан (г. Джуба) (12-15 мая 2013 г.) и Республику Уганда (г. Кампала) (15-18 сая 2013 г.).
Характерной чертой данной делегации был ее состав: это была, фактически, первая делегация промышленников, занятых в сфере реального производства. До этого, имеется в виду «новейшая история» постперестроечной России, интерес к Африке проявляли преимущественно крупные добывающие компании: Лукойл, Газпром, Норникель, Русал, Алроса, Ренова и др.
Работа делегации проходила при организационной поддержке компании «Экспотех Тур» в лице Генерального директора Хлыбовой О.Б. при содействии МИД РФ, ТПП РФ, Координайионного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки (к Югу от Сахары), Института Африки РАН и посольств заинтересованных стран во главе с руководителем консультационно-аналитической группы Института Африки РАН Харитоновой Е.В.
В состав делегации вошли 7 производственных и информационно-консалтинговых компаний Российской Федерации:
1. ОАО «Тракторные заводы»
2. ОАО «ТМК»
3. ООО «ИНТЕРАРМ»
4. ЗАО «УРАЛПОЖТЕХНИКА»
5. ТОРГОВЫЙ ДОМ «КАМАЗ»
6. КОНЦЕРН «СОЗВЕЗДИЕ»
7. ООО «ЭКСПОТЕХ ТУР».
Таким образом, наметилась возможность расширения спектра экономического взаимодействия между Россией и двумя странами Восточной Африки, в которых были проведены презентации технологий и продукции российских компаний. Были намечены сферы, представляющие интерес как для африканской стороны, так и для российских производственных компаний, выявлены проблемные зоны потенциального сотрудничества, определены взаимные ожидания, намечены конкретные шаги, необходимые для начала делового сотрудничества и старта конкретных бизнес-проектов.
В ходе работы делегации состоялись презентации российских компаний в столице Республики Ю.Судан г. Джуба (13.05.2013 г.) и столице Республики Уганда г. Кампала (16.05.2013 г.), а также встречи с представителями деловых и правительственных кругов Республики Южный Судан и Республики Уганда.
По итогам визита российской делегации были подписаны Итоговые протоколы (на русском и английском языках) –
1. Меморандумы о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Торгово-промыщленной палатой Республики Южный Судан,
2. Меморандумы о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Торгово-промыщленной палатой Республики Уганда.
В ходе работы делегации были сделаны выводы о необходимости взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Республиками Южный Судан и Уганда; обозначены основные сферы и условия взаимодействия; выявлены возможные проблемные зоны, намечены конкретные шаги, необходимые для начала реальных деловых отношений и старта конкретных бизнес-проектов.
1. Геополитический контекст.
В настоящее время за африканский континент, который играет все возрастающую роль во внешней политике развитых стран, ведут борьбу крупнейшие державы мира. Такие державы, как США, Англия, Франция, Китай, а также Индия наращивают свое экономическое и политическое влияние в Африке. Интерес развитых стран мира к Африке вызван, прежде всего, возросшей потребностью их промышленности в сырьевых ресурсах, которыми так богата Африка. Плюс к этому, Африка – огромный неосвоенный рынок сбыта технологической продукции и товаров народного потребления.
Проявила свое присутствие в Южном Судане и вышла с нами на контакт Международная финансово-инвестиционная корпорация (IFC), являющаяся структурой Всемирного Банка (World Bank Group) со штаб-квартирой на африканском континенте, базирующейся в Йоханнесбурге.
Российский бизнес также имеет свои экономические интересы и свое присутствие в Африке: РусАл, Лукойл, Газпром, Ренова, Норникель, Алроса, Росатом, Рособоронэкспорт, телекоммуникационные и финансовые структуры — далеко не полный перечень компаний, работающих в Африке. До недавнего времени российские компании инвестировали, главным образом, в добывающую промышленность. Сейчас спектр экономического взаимодействия начал расширяться. Вместе с тем, на долю Африки приходится 1,5 процента всех российских инвестиций за рубежом - это капля в море. Следует признать, что экономическая политика России в отношении Африки развивается недостаточно динамично. Можно сказать, что нас слишком долго ждут в Африке, мы во многом упустили ситуацию и частично потеряли свои позиции на континенте, занятые в эпоху СССР.
Усугубляет ситуацию и естественный ход времени - политическая и бизнес-элита, получившая образование в ВУЗах Советского Союза, начинает заменяться молодым поколением управленцев и политиков, закончивших западные ВУЗы и ориентированных на Запад.
Вместе с тем, ситуация не так проста и одномерна. Как показывают проведенные нами в ходе поездки опросы и экспертные интервью, несмотря на выраженный прагматизм и доминирующую в настоящее время в экономике Республики Уганда и Республики Южный Судан ориентацию на привлечение иностранных инвестиций в экономику, очевидно осознание необходимости стратегического партнерства с Россией для поддержания определенного баланса сил влияния и сдерживания нового – экономического – витка неоколониализма.
На сегодняшний день, к сожалению, по большинству экономических показателей Россия отстает от ведущих мировых держав.
Россия в последнее время предпринимает действия, чтобы восстановить в Африке былое влияние и найти новые зоны инвестирования капитала.
2. Социально-экономический контекст.
В Африке в настоящее время возникли благоприятные
условия для экономических преобразований, которые ведут к росту ряда экономических показателей: росту ВВП, снижению инфляции и
бюджетного дефицита. По данным, приведенным в отчете компании Эрнст энд Янг за 2012 год по 15 странам, в числе которых названа и Республика Уганда, показатель, рассчитываемый как соотношение объема внешнего долга к валовому национальному доходу (ВНД) - сократился в среднем со 120% в 1994 году до 21% в 2011 году. По данным Всемирного банка, в 2013 среди 50 экономик, которые улучшили свои экономические показатели с 2005 года, крупнейшая доля - треть – принадлежит странам Африки южнее Сахары. Исследование инвестиционной привлекательности стран мира в течение последних трех лет показало изменение в восприятии Африки как места, привлекательного для ведения бизнеса, и эти изменения к лучшему.
Отмечаются демографические тенденции – рост среднего класса, урбанизация (самые высокие темпы роста городов в развивающихся странах), некоторое увеличение платежеспособности населения. По прогнозам, тенденции урбанизации африканского населения таковы: население Африки, живущее в условиях городов, увеличится с 36% в 2012 году до 50% в 2030 году и 60% к 2050. Подсчитано, что население Африки удвоится в следующие 40 лет и достигнет двух миллиардов, что составит 20% населения планеты в 2050 году. Уровень потребления, как ожидается, увеличится с $ 680 млрд в 2008 году до 2,2 триллиона долларов США в 2030 году. Таким образом, платежеспособное растущее население африканских городов, относящееся по ряду критериев к среднему классу, представляет собой огромный потенциальный рынок
с большими возможностями.
Эти тенденции детерминируют инвестиционные запросы наших потенциальных африканских партнеров.
Именно эти тенденции делают в настоящее время неактуальными традиционные торговые отношения по принципу «товар-деньги», проще говоря, «купи-продай», которые являются наиболее привлекательными для коммерсантов из России, а требуют совершенно иных, гораздо более сложных схем взаимодействия. По экспертному мнению представителей российского посольства, высказанному в хоте визита нашей делегации, «о простых торговых операциях надо просто забыть, а сама возможность участия в тендере на получение серьезного заказа требует первоначального участия в конкретном инфраструктурном проекте. Иными словами, сначала надо построить «40-60 км дороги, а уже потом вы будете допущены ук участию в тендере»».
В данных условиях наиболее востребованными в Африке являются инфраструктурные проекты - дороги, мосты, трубопроводы, элоектроэнергетика и поиск альтернативных источников энергии, связь (см. Приложение), которые позволят динамично и системно развиваться экономикам Республик Южный Судан и Уганда.
Экономическое присутствие иностранного бизнеса в африканских странах также в обязательном порядке должно быть сопряжено с включением российских компаний в решение социальных проблем Республики Южный Судан и Республики Уганда.
Для этого необходимо четко представлять наиболее острые социальные проблемы, которые стоят перед этими странами. Это, прежде всего:
• проблемы безработицы, что делает необходимым сопровождение торгово-экономических отношений созданием рабочих мест для местного населения),
• вопросы медицинского обслуживания (СПИД, гепатит, малярия и пр.),
• жилищное строительство,
• образование (прежде всего, речь идет о конкретных специальностях),
• обеспечение питьевой водой.
3. Культурно-цивилизационный контекст.
В современной геополитической ситуации одним из решающих факторов в борьбе за влияние в Африке становится, помимо финансовых возможностей, способность выстраивать эффективный диалог с африканскими партнерами. Правильное выстраивание диалога на основе реального взаимопонимания и партнерства, в свою очередь, невозможно без понимания сути процессов, которые происходят в африканских странах, без знания наиболее острых проблем, которые стоят перед Африкой, а также без понимания культурных традиций, ментальных особенностей, настроений, «вызовов» и ожиданий стран африканского континента.
Сможет ли Россия удержать и усилить свое влияние на африканском континенте, во многом зависит от двух важнейших факторов. С одной стороны, это продуманная государственная стратегия. С другой стороны – это конкретные способы ведения бизнеса и выстраивания диалога с
африканскими партнерами.