20 сентября - 6 октября 2015 Третий сезон полевого исследования сотрудников Института Африки РАН в США
Третий сезон полевого исследования сотрудников Института Африки РАН в США
С 20 сентября по 6 октября 2015 года заместитель директора д.и.н., проф. Д.М. Бондаренко и с.н.с., к.п.н. В.В. Усачева провели третий полевой сезон исследования Института Африки РАН в Соединенных Штатах Америки, целью которого является изучение особенностей взаимного восприятия и взаимоотношений современных мигрантов из Африки и африкано-американцев. Исследование проводится при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (гранты РГНФ, проекты №№ 13-01-18036 и 14-01-00070). В этом году исследование проводилось в двух городах: Сент-Луисе и Нью-Йорке.
Сент-Луис был выбран как связующее звено – и географически, и историко-культурно – между Севером и Югом США, где работа проводилась соответственно в первый и второй сезоны. Некогда этот город в центре страны находился на границе двух миров – рабовладельческого Юга, являясь его крайним северным форпостом, и свободного Севера. Работа же над настоящим проектом в разных частях Америки убедила в том, что культурная граница между Севером и Югом, образовавшаяся в результате различий в их истории в связи в первую очередь с рабством черных, не исчезла и по сей день. Она остается значимым культурным и социально-политическим фактором общественной жизни страны, а «северянин» и «южанин» – узнаваемыми типажами. Кроме того, Сент-Луис представил в исследовании еще один тип города – не малый и не большой, а средний по числу жителей.
В Нью-Йорке же, крупнейшем центре расселения мигрантов из Африки, имеющем при этом колоссальную африкано-американскую общину, повторное (после 2013 г.) исследование было проведено «точечно», преследуя конкретную цель: углубить понимание взаимовосприятия и взаимоотношений между африканцами и черными американцами в ситуации, когда они являются в прямом смысле слова соседями. Поэтому нами посещались два района города: Гарлем на Манхэттене и Джемейка в Квинсе: там африканские мигранты и черные уроженцы США живут бок о бок.
Методы исследования в третий сезон являлись сочетанием использовавшихся ранее и некоторых новых. Обширные структурированные интервью, бравшиеся по предварительной договоренности, по-прежнему дополнялись беседами с людьми, встреченными во время походов по черным кварталам и районам, в принадлежащих африканцам и африкано-американцам заведениях и т.д. Метод наблюдения особенно активно использовался во время нахождения в районах совместного проживания черных американцев и современных мигрантов из Африки в Нью-Йорке. Также в обоих городах посещались музеи, постоянные экспозиции и временные выставки которых дают представление о том, как сегодня репрезентируются африкано-американцы и африканцы, их история и культура. Был проведен и анализ нескольких последних на момент нашего пребывания в Сент-Луисе номеров еженедельника St. Louis American – рупора африкано-американской общественности города. Наконец, ценные экспертные оценки были получены от ученых Университета им. Вашингтона в Сент-Луисе – африкано-американцев, африканцев, белых.
В общей сложности за три полевых сезона были записаны 196 интервью и бесед различных степеней структурированности и продолжительности (от нескольких минут до двух часов), зафиксированы наблюдения за многими событиями публичной и частной жизни африкано-американцев и африканских мигрантов, составлен архив, включающий в себя разнообразные материалы по тематике исследования: помимо 806 фотографий, это рекламные листовки и визитные карточки африканских заведений и предприятий (магазинов, парикмахерских, ресторанов…), брошюры политических и культурных организаций африкано-американцев и африканцев, молитвенники «черных церквей», музейные буклеты и т.д. и т.п. По нашему мнению, полученные в ходе полевого исследования научные данные позволяют делать выводы относительно культурно-антропологических аспектов и факторов взаимовосприятия и, следовательно, взаимоотношений африкано-американцев и современных мигрантов из стран Африки южнее Сахары в США.
Участники исследования выражают искреннюю признательность американской коллеге А. Валке за огромную помощь в его организации и проведении.