27 марта 2024 года доклад А.И. Неклессы на Международная научно-практической конференции «Россия и регионы мира: контуры будущего»

27 марта 2024 года открылась Международная научно-практическая конференция «Россия и регионы мира: контуры будущего», организованная Министерством науки и высшего образования РФ и Московским государственным лингвистическим университетом. С докладом «Постколониальность как субъект актуального цивилизационного транзита» на секции «Деколонизация в XXI веке: политические и экономические аспекты» выступил с.н.с. Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН А.И. Неклесса.

В докладе, в частности, отмечалось, что постколониальная проблематика опознается сегодня во все более широком круге явлений и становится влиятельным сюжетом, существенным элементом той силы, которая воздействует на формулу и результат происходящего исторического переворота не только в региональном ракурсе бывшего «третьего мира», но и в глобальном измерении. Это один из больших вызовов современности, а в русле дискуссий о цивилизационном транзите – важный идейный ориентир социальных движений. Концептуальная рефлексия постколониальной проблематики является основой для освоения результатов деколонизации и суверенизации, а также анализа социокультурного состояния мира после колонизации, предопределяя активные действия в сфере практики.

Тезисы доклада
1. В новейшей истории бывший колониальный мир и его обитатели совершили и совершают комплексный транзит: (а) переход от традиционного общества к современному социальному строю; (б) освоение результатов деколонизации и суверенизации; (в) диверсификацию форм соприсутствия в трансграничном планетарном сообществе.
2. Код продвижения от традиционного уклада к современному строю включает в себя ряд поворотных моментов в ходе политической и социокультурной трансформации.
3. Постколониальность – один из «больших вызовов» современности, а в русле дискуссий о цивилизационном транзите – важный идейный ориентир социальных движений. Это одновременно образ мыслей и способ бытия, а также концептуальная рефлексия этоса деколонизации, состояние после колонизации, и процесс перманентной деколонизации – активные действия в сфере практики, стимулируемые резонирующей и побуждающей к действию идеей эмансипации.
4. Постколониальность – это также междисциплинарное осмысление различных конструктивных и деструктивных аспектов постколониального статуса, его ментальная реституция – критическая теория, вписанная в контекст общей деконструкции современной эпистемологической архитектуры.
5. Деколониальность – деятельная ипостась постколониальности, проявляется как (а) социокультурная антитеза широко понимаемой ментальной колониальности, «освобождение умов»; (б) «эпистемологическое неповиновение» европейской сциентистской оптике; (в) идеологическая доминанта протестных движений и ползучей институализации социальных перемен.
6. Постколониальная проблематика опознается сегодня во все более широком круге явлений и становится влиятельным сюжетом, существенным элементом той силы, которая воздействует на формулу и результат исторического переворота не только в региональном ракурсе былого «третьего мира», но и в глобальном измерении.
7. В антропологическом космосе в процессе изменения его демографической размерности и этно-расового баланса складывается многочисленное, активное, «не имеющее отечества» номадическое сообщество, не укладывающееся в прокрустово ложе географической локализации и национальной государственности, продвигающееся к синтезу с постсовременностью, укрепляя солидарные позиции деколонизирующего современность интегрального космополитизма.