Новая страница российско-египетского сотрудничества
11 декабря Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил с рабочим визитом Арабскую Республику Египет (АРЕ) и провел переговоры с Президентом Египта Абдельфаттахом Сиси, на которых обсуждались вопросы развития российско-египетских отношений в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах.
Наиболее значимым результатом этого визита стало подписание актов о вступлении в силу четырех контрактов на строительство АЭС «Дабаа», поставку ядерного топлива на весь период эксплуатации станции, сервисный контракт и контракт по обращению с отработанным ядерным топливом. По оценке специалистов, это рекордная сделка в истории мировой атомной отрасли. Также это крупнейший пакет несырьевых экспортных контрактов за всю историю России.
Надо сказать, что путь к этой рекордной сделке оказался достаточно длинным. Он берет свое начало еще в 1961 г., когда с помощью Советского Союза в пригороде Каира – Иншасе – был создан исследовательский атомный центр и запущен в эксплуатацию легководный реактор мощностью 2 МВт. Именно с этого момента в Египте начала фактически реализовываться своя ядерная программа, которая сейчас, по общему признанию, является наиболее развитой среди всех арабских стран.
С тех пор строительство в Египте атомной электростанции было предметом двусторонних обсуждений на различных уровнях несколько десятков лет (первый проект АЭС был предложен Советским Союзом Египту еще в 1964 г., а площадка для ее строительства была выбрана в 1983 г.). После подписания в марте 2008 г. правительствами РФ и АРЕ Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии контакты в этой области активизировались, и уже в 2010 г. в Россию прибыла делегация египетских специалистов для повышения квалификации в сфере ввода в эксплуатацию и управления работой АЭС.
В ноябре 2014 г. Россия и Египет подписали рамочное соглашение о строительстве АЭС, а еще год спустя – в ноябре 2015 г. – межправительственные соглашения о сотрудничестве в области сооружения и эксплуатации первой в Египте АЭС из четырех энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый, а также о предоставлении государственного экспортного кредита на эти цели. В соответствии с последним соглашением 85% финансирования строительства в объеме 25 млрд долл. США будет предоставлено Россией. Российское кредитование проекта будет осуществляться до 2029 г. Египет, согласно договору, будет возвращать российский кредит на протяжении 22 лет. Первая оплата намечена на 15 октября 2029 г. Процентная ставка по кредиту составляет 3%.
Строительная площадка АЭС расположена в районе ад-Дабаа в провинции Матрух в 3,5 км от Средиземного моря и примерно в 130 километрах к северо-западу от Каира. Вся подготовительная работа по сооружению атомной станции, в том числе все необходимые для этого исследования, экспертизы и разъяснительная работа среди местного бедуинского населения были проведены.
Строительство этой АЭС станет новым этапом технологического развития не только для Египта, но и для России, поскольку на ней будут установлены новые атомные энергоблоки поколения 3+. Кроме того, на базе каждого реактора будет построен завод по опреснению морской воды. Подобные предприятия в дальнейшем Россия может сооружать и в других государствах, особенно в странах Северной Африки и Ближнего Востока, испытывающих острую нехватку пресной питьевой воды. Строительство всех четырех блоков АЭС планируется закончить в 2028-2029 гг., причем первый блок будет введен в эксплуатацию в 2026 г.
Что касается значения этой АЭС для Египта, то его действительно невозможно переоценить. Она создаст прочную материально-техническую базу в виде электроэнергии и пресной воды для хозяйственного освоения ныне слабозаселенных прибрежных районов Средиземного моря. С ее помощью планируется освоить около 49 тыс. га земель к западу от ад-Дабаа в направлении эль-Аламейна, где предполагается расселить до 2 млн человек.
Кроме того, новый опыт и новые компетенции получат крупные известные во всем мире египетские компании, такие, в частности, как Elsewedy и Orascom, которые примут участие в строительстве АЭС. Доля местных подрядных организаций в строительстве первого энергоблока АЭС составит по расчетам 20%, причем египетские компании будут проводить строительные работы, а российские компании осуществлять поставку оборудования и технологическую поддержку. Общая стоимость этого проекта с учетом расходов египетской стороны составит 30 млрд долл. США.
Наконец, создание АЭС потребует подготовки большого количества работников совершенно новых для Египта специальностей. Всего Министерство электроэнергетики и возобновляемых источников энергии Египта планирует направить в Россию более 1700 стажеров для обучения работе на будущей АЭС. Более того, в июле 2017 г. начался первый набор в новый египетский ВУЗ – Атомный институт в ад-Дабаа, затраты на сооружение которого составили около 4 млн долл. США. В 2017/18 учебном году в Атомном институте – первом на Ближнем Востоке высшем учебном заведении, специализирующемся на атомной энергетике, – будут учиться 75 студентов.
Не меньшее значение, по крайней мере, для Египта, имеет возобновление прямого авиасообщения, прерванного Россией 6 ноября 2015 г. после авиакатастрофы самолета компании «Когалымавиа» в результате террористического акта в небе над Синаем. Вслед за Россией ряд стран также приостановил прямое авиасообщение с Египтом, потребовав усиления мер авиационной безопасности в египетских аэропортах. Это нанесло египетской туристической индустрии ощутимый урон – поступления от туристов в 2016 г. сократились до 2,6 млрд долл. США, тогда как, например, в 2012 г. они достигали 9,9 млрд долл. США.
До прекращения прямого авиасообщения Египет был самым востребованным направлением для российских туристов. Россияне также занимали первое место среди иностранных туристов в АРЕ. Например, в 2014 г. страну, по египетским данным, посетили 3 млн российских туристов, потративших на свой отдых 1,9 млрд долл. США. Кроме того, в сфере обслуживания наших туристов было занято не только большое число египтян, но и российских граждан. Из 400 зарегистрированных в Египте предприятий с российскими прямыми инвестициями, превышающими 100 млн долл. США, большая часть была сосредоточена именно в сфере туризма.
Следует отметить, что Египет предпринял серьезные меры для повышения безопасности египетских аэропортов, которые часто инспектировались не только российскими специалистами в этой области, но и экспертами других стран. В частности, были установлены современные системы досмотра багажа и камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения с высоким разрешением, установлены специальные технические средства радиолокационного наблюдения, установлено оборудование для прохода персонала в служебные зоны аэропортов по магнитным картам, за которым наблюдают сотрудники безопасности аэропорта. Кроме того, были введены новые правила провоза ручной клади в соответствии с рекомендациями ИКАО, а в августе 2016 г. к обеспечению безопасности в аэропортах Каира и Шарм-эш-Шейха была привлечена известная частная египетская охранная компания, сотрудники которой прошли подготовку у английских специалистов в области безопасности.
Оценивая нынешнюю ситуацию в этой области, Президент В.В. Путин отметил: «Египетская сторона проделала большую работу по повышению уровня безопасности в аэропортах» и добавил: «Мы готовы к открытию прямого авиасообщения между Москвой и Каиром». Межправительственный протокол о возобновлении прямого авиасообщения может быть подписан в ближайшее время.
Среди других тем переговоров президентов России и Египта важное место заняли вопросы военно-технического сотрудничества, нацеленного на укрепление потенциала Вооруженных сил Египта, а также взаимодействие в сельском хозяйстве, поскольку Россия является крупнейшим в мире экспортером пшеницы, а Египет – крупнейший в мире ее импортер.
Однако особо хотелось бы выделить еще одну сферу сотрудничества, обсуждавшуюся В.В. Путиным и Абдельфаттахом Сиси, – создание российской промышленной зоны (РПЗ) в Египте неподалеку от города Порт-Саид. Ожидается, что для резидентов этой зоны, которыми намерен стать ряд российских ведущих компаний, в том числе машиностроительных, ввоз необходимого сырья, материалов и компонентов не будет облагаться таможенными пошлинами до момента вывода готовой продукции на местный рынок, причем в этом случае они будут рассчитываться только на ввезенную в зону продукцию. При этом выводимые на внутренний рынок товары, произведенные в РПЗ, получат преференции по госзакупкам. Экспортируемая из РПЗ продукция будет иметь египетский сертификат происхождения, что позволит экспортерам использовать в полной мере многочисленные преференциальные международные торговые соглашения Египта. Таким образом, для российских производителей эта свободная зона может превратиться в широкое окно для выхода на рынки стран Африки и Азии.
По планам Министерства промышленности и торговли РФ, в ближайшее время может начаться проектирование первой очереди РПЗ площадью 80 га (при завершении второго этапа РПЗ к 2025 г. ее площадь возрастет до 200 га, а третьего – к 2035 г. – до 2000 га). Начало строительства производственных помещений намечено на июнь 2018 г., а в декабре того же год эта зона уже может начать работу. Затраты на создание всей инфраструктуры РПЗ могут достичь к 2035 г. почти 4,6 млрд долл. США, а общий объем инвестиций – 7 млрд долл. США.
Реализация проектов в РПЗ станет еще более привлекательной для российских производителей, если для их финансирования удастся привлечь арабские финансовые ресурсы, превратив создаваемые там предприятия в совместные, в том числе и с участием капитала из стран Персидского залива. В решении этого вопроса важную роль может сыграть Российский фонд прямых инвестиций, который заключил ряд соглашений о партнерстве с суверенными фондами Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Бахрейна.
Создание российской промышленной зоны неподалеку от Порт-Саида позволит существенно активизировать контакты российских и египетских бизнесменов. Значительно расширившись и упрочившись, они выйдут на совершенно иной уровень и станут мощным локомотивом дальнейшего развития взаимовыгодного российско-египетского сотрудничества, и не только на территории двух государств, но и, возможно, в третьих странах.
С.Н. Волков,
к.э.н., с.н.с. Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки
Института Африки РАН