К визиту министра иностранных дел С.В. Лаврова в Африку
Министр иностранных дел России С.В. Лавров 5-9 марта совершил турне по странам Африки, в ходе которого посетил пять стран: Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию.
Этот визит еще раз подтвердил тот факт, что вектор нашей внешней политики медленно поворачивается в сторону «черного континента». Ведущие эксперты Института Африки давно говорили об этом как о настоятельной необходимости, поскольку Африка ХХI века – это новый формирующийся центр мирового развития и сфера столкновения стратегических интересов всех крупных мировых держав.
Африканские страны к югу от Сахары (АЮС) стали зоной, которая по темпам развития, росту роли и влияния в мировой экономике и политике стремительно начала приближаться к «восходящим» странам с развивающейся рыночной экономикой, в частности БРИКС. Ряд зарубежных аналитических структур (Rand, MSCI, Economist Intelligence Unit, McKinsey, Ernst and Young) исходят из того, что, с точки зрения перспективной инвестиционной привлекательности для стран Запада Африка начинает постепенно превосходить Китай и Индию. По прогнозам Всемирного банка континент может быть «на грани экономического взлета так же, как Китай 30 лет назад и Индия 20 лет назад». Представления минувших десятилетий об Африке как о континенте бесперспективной отсталости и тотальной бедности более не соответствуют действительности.
Сегодня глобальными центрами силы признана исключительная экономическая значимость африканского континента, который в нынешнем веке будет самым динамично развивающимся регионом мира, и от которого во многом будет зависеть характер и темпы роста в развитых государствах, их обеспеченность сырьем, энергетическими ресурсами и человеческим капиталом. Африка обладает около 30% природных ресурсов мира, в том числе 83% мирового производства платины, 55-60% мировой добычи кобальта, колтана, марганца, 46% – алмазов, 43% – палладия, 42% – хрома и 40% – золота, более 30 % бокситов
Проникновение на африканские рынки и интеграция хозяйственных потенциалов Старого Света и Африки – едва ли не единственный путь для Европы сохранить свой геополитический вес и уровень благосостояния в XXI веке. Для США, а также Китая, России, других стран БРИКС важны как ресурсная, так и геополитическая составляющие в иерархии национальных интересов, делающие сотрудничество с Африкой настоятельно необходимым.
Важны и политические выгоды, которые параллельно дает результативное экономическое сотрудничество с государствами Африки. Последние составляют почти четверть всех голосующих членов ООН и многих других международных организаций. Их поддержка – важный стратегический резерв на мировой дипломатической арене, способной обеспечить создание солидарной силы в процессе перестройки существующих институтов, механизмов и структур глобального управления, изменения баланса сил в мире.
И, наконец, африканский континент все еще остается зоной многочисленных военных конфликтов (в 2017 г. их число достигло 23), через него проходят потоки беженцев, нелегальных мигрантов, оружия и наркотиков, а многие страны Африки, значительная часть территории которых не контролируется органами правопорядка, после разгрома позиций ИГИЛ в Сирии и Ираке становятся весьма привлекательными для террористических организаций, которые меняя свою структуру, методы, направления и формы борьбы перемещаются на африканский континент для продолжения своей деятельности.
Вот почему спектр переговоров министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова был достаточно широким и завершился встречей в Аддис-Абебе с председателем Комиссии Афросоюза Мусой Факи Махаматом. Состоялся обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу глобальных и региональных проблем, включая реформу ООН, повышение роли африканских государств в СБ ООН, борьбу с терроризмом, урегулирование кризисов, в том числе в Сахаро-Сахельском регионе, на Африканском Роге, в регионе Великих озер и Ливии. Но, все же, важнейшим аспектом переговоров стало расширение торгово-экономического сотрудничества РФ со странами Африки, которое все еще остается на очень низком уровне. Хотя за последние годы наметился некоторый рост, товарооборот со странами Африки к югу от Сахары в 2017 г. составил всего 3,6 млрд долл., в 2016 г. – 3,3 млрд долл., в 2015 г. – 2,2 млрд долл. Одновременно объемы китайско-африканской торговли превышают 210 млрд долл., торговый оборот Индии с Африкой составляет 70 млрд, США – 55 млрд, Турции – 20 млрд, а Бразилии – 17 млрд долл.
Не случаен и выбор стран визита. С Анголой, Намибией, Мозамбиком, Зимбабве и Эфиопией Россию связывают традиционно дружественные отношения, которыми не могут похвастаться другие ведущие государства мира. На протяжении десятилетий наша страна оказывала всестороннюю помощь национально-освободительным движениям бывших колоний – португалоязычным Мозамбику и Анголе, незаконно оккупированной ЮАР Намибии и Зимбабве (бывшей Южной Родезии). Советский Союз встал на сторону Эфиопии во время агрессии против этой страны в 1976-1977 гг. Элита этих государств весьма лояльно относится к РФ, так как многие ее представители обучались в СССР. Следует также учитывать недавние перемены в этих странах: избрание новых президентов в Анголе и Зимбабве и отставку премьер-министра Эфиопии. Эфиопия является к тому же страной, в столице которой, Аддис-Абебе, находится штаб-квартира Африканского союза.
В Анголе, первой стране, которую посетил С.В. Лавров в ходе визита, давно работают многие российские компании, среди которых «Алроса» и банк ВТБ. Более того еще и другие российские бизнес-структуры проявляют интерес к тому, чтобы обрести в Луанде партнеров и наладить сотрудничество. Это «Камаз», «Роснефть», «Зарубежнефть», «Газпром нефть», «Гражданские самолеты Сухого», Росатом и многие другие. Наше взаимодействие развивается в сфере минеральных ресурсов, намечаются хорошие перспективы в нефтегазовой сфере, в высокотехнологичных областях, включая космос и мирное использование атомной энергии. До сих пор многие ключевые посты в Анголе занимают бывшие выпускники советских вузов, прекрасно говорящие по-русски, в частности сотрудники МИД Анголы, представители военного ведомства. Вместе с тем, Анголу активно осваивают китайские, португальские и бразильские компании, которые весьма успешно конкурируют с российскими. Один из примеров – передача права на составление подробной геологической карты Анголы не российской «Зарубежгеологии», которая долго и активно работала в Анголе, а ее китайскому конкуренту. Одновременно в глубоководном бурении на шельфе этой страны доминируют бразильские компании, хотя у РФ также имеются соответствующие технологии.
С Намибией у РФ сложился особый характер отношений еще со времен поддержки ее борьбы против оккупации ЮАР. У нас практически полное совпадение позиций по вопросам урегулирования международных конфликтов, включая сирийский кризис, проблемы Западной Сахары и ближневосточного урегулирования. Намибия в этом году председательствует в Сообществе развития Юга Африки, и выступила за подписание меморандума о взаимопонимании между Россией и этой организацией Страна имеет благоприятный климат, стабильна, безопасна, весьма успешно развивается и имеет благоприятный инвестиционный климат. РФ заинтересована в развитии сотрудничества в сфере мирного атома, сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности и алмазодобыче. Российская госкорпорация «Росатом» в завершающей стадии ведет переговоры с намибийскими партнерами для заключения соглашения о сотрудничестве, что может быть использовано как в медицине, так и в строительстве АЭС в Намибии и весьма перспективно для российской стороны.
Визит в Мозамбик связан с двумя аспектами. Сам флаг Мозамбика с автоматом Калашникова напоминает о нашем давнем военно-техническом сотрудничестве. В ходе переговоров с Лавровым глава МИД Мозамбика Жозе Пашеку обратил внимание на новейшие российские разработки. «Мы убедились в технологических успехах России во время послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию 1 марта», – отметил он. Новые поставки вооружений понадобятся Мозамбику и для борьбы с экстремистами и террористами. Совсем недавно на севере этой страны появилась террористическая группировка, назвавшая себя «Аш-Шабаб» (под этим названием действуют террористические образования в Сомали), которая объявила свою приверженность ИГ. Появление такой группировки на юго-востоке Африки, достаточно далеко от традиционных мест действия террористов на африканском континенте, свидетельствует о «ползучей угрозе» терроризма на африканском направлении и не может не вызывать озабоченность как у африканцев, так и у РФ. В этой связи РФ пригласила страны Африки присоединиться к базе данных ФСБ РФ по террористам.
Вторая причина визита в эту страну – колоссальные запасы газа на шельфе, по некоторым оценкам, сравнимые по объемам с катарскими (25 трлн куб. м). Их разработка позволит Мозамбику превратиться из бедной в весьма процветающую страну-экспортера голубого топлива. В 2015 г. «Роснефть» в консорциуме с американской корпорацией ExxonMobil выиграла право на проведение геологоразведочных работ на шельфе Мозамбика (60% акций у американцев и 20% – у РФ). После введения антироссийских санкций ExxonMobil заявила о выходе из этого проекта. «Роснефть», имеющая долю в консорциуме в три раза меньше американской, оказалась в весьма щекотливом положении. Чтобы интересы российской стороны были учтены, С.В. Лавров в ходе визита инициировал создание межправительственной российско-мозамбикской комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, первое заседание которой запланировано на 23-25 апреля текущего года. В предметном плане она будет заниматься темой проектов по освоению природных ресурсов Мозамбика. Одной из перспективных областей является сотрудничество РФ и Мозамбика в космосе. По линии Международной организации космической связи «Интерспутник» прорабатываются вопросы использования ресурса российских космических аппаратов, в том числе для обмена данными между образовательными учреждениями наших двух стран, а также реализации силами ФГУП «Космическая связь» проекта по развитию мозамбикских национальных сетей спутниковой связи, широкополосного доступа к интернету и телевизионного вещания.
Визит в Зимбабве был связан, в первую очередь, с недавней отставкой Роберта Мугабе, правившего страной 37 лет, и необходимостью установить контакты с новым президентом страны Эммерсоном Мнангагвой, который, по мнению ряда экспертов, в своих внешнеполитических пристрастиях тяготеет к КНР. Лавров передал новому зимбабвийскому лидеру послание президента России Владимира Путина, в котором выражается поддержка усилиям руководства по стабилизации обстановки в республике. Интересы России в Зимбабве в первую очередь связаны с судьбой проекта освоения одного из крупнейших в мире платиновых месторождений «Дарвендейл». Совместное российско-зимбабвийское предприятие Great Dyke Investments (Pvt) Ltd, которое осваивает месторождение, остается самым крупным действующим проектом с участием России на территории страны. Месторождение после ввода в эксплуатацию может войти в «пятерку» крупнейших в мире по объему производства металлов платиновой группы. Россия также заинтересована в развитии взаимодействия двух стран в сфере добычи алмазов и в военно-техническом сотрудничестве.
Последней по времени, но не по значимости страной, которую посетил глава российского МИДа, была Эфиопия. В 2018 г. Россия отметила двухсотлетие установления дипломатических отношений с этим государством. Эта вторая, после Нигерии, по численности населения страна Африки (в 2017 г. – 110 млн чел.) входит в число наиболее быстрорастущих экономик мира, хотя и остается пока в числе беднейших стран планеты (по оценкам МВФ, в Эфиопии средний темп роста ВВП составит 7,4% с 2017 по 2020 гг.). Эфиопия стремится к достижению к 2025 г. статуса страны со средними доходами благодаря устойчивому экономическому росту. Государство активно участвует в экономическом развитии страны, при этом рост Эфиопии в значительной степени обусловлен развитием государственной инфраструктуры через вхождение в ее экономику компаний из ведущих мировых центров силы, в равной степени США и Китая. Численность вооруженных сил страны (последние официальные данные на 2015 г.) – 182 500 чел.; а годных к военной службе – 25 млн чел. Ежегодно призывного возраста достигает около 2 млн чел. В этом смысле весьма заманчивыми представляются перспективы военно-технического сотрудничества с этой страной. К середине века человеческий потенциал Эфиопии превысит 160 млн чел. по минимальному сценарию и 180 – по сценарию умеренного роста, что выведет страну (хотя и лишенную собственных портов) на позиции ключевого лидера, как минимум в южной части бассейна Красного моря со всеми вытекающими последствиями для ее соседей и внешних игроков. Россия заинтересована в развитии широкомасштабного сотрудничества с этой страной, включая военно-техническое, торгово-экономическое и гуманитарное. Следует также учитывать, что в соседней с Эфиопией Джибути расположены военные базы США, Франции, КНР, Саудовской Аравии, Италии, ФРГ, Турции, ОАЕ, Японии. Но главное направление нашего сотрудничества на ближайшую перспективу – работа над созданием в Эфиопии центра ядерных технологий на базе уже действующего здесь исследовательского реактора российского дизайна и восстановление регулярного авиасообщения между двумя странами.
Весьма примечательно, что практически одновременно с С.В. Лавровым африканский континент посетил теперь уже бывший госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Весьма возможно, что встреча двух министров, остановившихся в одном отеле в Аддис-Абебе, не состоялась как раз по причине сразу последовавшего за африканским турне ухода Тиллерсона с поста госсекретаря. Интересен также выбор африканских стран американской стороной. Это Нигерия – самая крупная по ВВП страна Африки, традиционный торговый партнер США и одновременно родина «Боко Харам», Чад и Кения – страны, где достаточно успешно действуют террористические группировки, Джибути, где расположена военная база США и Эфиопия – ключевая страна Африканского Рога. Приехал Тиллерсон не с пустыми руками. Соединенные Штаты выделят около 533 млн долл. на оказание гуманитарной помощи Эфиопии, Сомали, Южному Судану, Нигерии, а также странам бассейна озера Чад. В ходе визита Тиллерсон сделал несколько заявлений, в которых предостерег африканские страны от доверчивого отношения к помощи и кредитам, предоставляемым Китаем и Россией. Визит в значительной степени был продиктован стремительной утратой авторитета и влияния США на африканском континенте и желанием отсрочить этот процесс, исправив наиболее грубые ошибки, допущенные в последнее время новой администрацией США. Так, например, по словам Тиллерсона, уже в следующем месяце президент Дональд Трамп может исключить Чад из списка стран, в отношении граждан которых действуют въездные ограничения.
В целом, визит С.В. Лаврова, продемонстрировавший растущий интерес РФ к Африке, безусловно, придаст мощный импульс развитию российско-африканских отношений. Нашего министра приняли главы всех 5 государств. Все они приветствуют интенсификацию российско-африканских отношений, надеясь тем самым «умерить аппетиты» в отношении Африки как западных партнеров, в первую очередь США, так и Китая. По итогам визита был подписан целый ряд меморандумов между соответствующими министерствами, занимающимися вопросами промышленности и торговли, в том числе о создании специальной экономической зоны в Зимбабве, о развитии сотрудничества в космической сфере с Мозамбиком и др. В ближайшее время пройдут первые заседания российско-ангольской и российско-мозамбикской межправительственных комиссий. На заключительной стадии находится подписание документов о строительстве АЭС в Намибии. В краткосрочной перспективе будет возобновлено ежедневное авиасообщение между Москвой и Аддис-Абебой. Председатель Комиссии Африканского союза Филип Факи Махамат принял приглашение посетить Россию. Планируется также визит в Москву президента Анголы Жоау Лоуренсу. Президент Мозамбика Филиппе Ньюси также высказал желание посетить РФ. Практически все африканские официальные лица продемонстрировали дружественное отношение к нашей стране, многие из них резко осудили гегемонистскую политику США в мире и в регионе. Вместе с тем африканцы все еще воспринимают Россию как страну-альтернативу Западу, а теперь уже и Китаю, от действий которого на континенте тоже ощущается определенная усталость. Многие говорят о необходимости «капитализации» того политического авторитета, который приобрела Россия благодаря своим действиям на Ближнем Востоке. Африканцы надеются, что РФ готова предоставить финансовую и военную помощь на тех же льготных условиях, как это в свое время делал Советский Союз. К сожалению, у РФ сегодня таких возможностей нет. Поэтому нам надо четко определить свои приоритеты в Африке на краткосрочную и долгосрочную перспективу, искать новые формы и механизмы взаимодействия, и, самое главное, разработать новую государственную стратегию на африканском направлении.
Абрамова И.О.,
член-корр. РАН, директор Института Африки РАН,
Фитуни Л.Л.,
член-корр. РАН, заместитель директора по научной работе
Института Африки РАН