Выборы в Бурунди 2020

Актуальный комментарий

Burundian President Pierre Nkurunziza (R, front) and Evariste Ndayishimiye (L, front), presidential candidate and secretary general of the ruling National Council for the Defense of Democracy-Forces for the Defense of Democracy (CNDDD-FDD) of Burundi, attended a campaign rally in Gitega, central Burundi, April 27, 2020. (Photo by Evrard Ngendakumana/Xinhua)

Бурунди – унитарная президентская республика с фиксированными этническими квотами в высших исполнительных и законодательных органах власти (60% – представители народности хуту, 40% – народности тутси), в вооруженных силах и полиции (по 50%). Действуют институты первого (тутси) и второго (хуту) вице-президентов страны. Такие нормы были внесены в Конституцию в 2005 г. после окончания гражданской войны (1993–2000 гг.) и переходного периода (2000–2004 гг.).

Президент страны избирается прямым всеобщим голосованием. Согласно внесенным в мае 2018 г. поправкам, президентский срок увеличился с пяти до семи лет, что позволяло действующему тогда президенту П. Нкурунзизе баллотироваться на новый срок на выборах 2020 г. Однако он на это не пошел, и правящая партия «Национальный совет в защиту демократии – Силы в защиту демократии» (СНДД-ФДД) выдвинула своим кандидатом на этих выборах Э. Ндайишимийе, победившего в январе сего года в конкурентной внутрипартийной борьбе за пост генерального секретаря СНДД-ФДД П. Ньябенда (председателя Национального собрания).

20 мая в Республике Бурунди состоялись президентские и парламентские выборы. За пост президента боролись семь кандидатов от разных партий (всего в Бурунди зарегистрировано более 40 партий). В выборах участвовало свыше пяти миллионов человек, явка избирателей составила почти 90%, работало около 15 тыс. избирательных участков. Выборы прошли спокойно, и как отметили некоторые аналитики, в том числе по причине отсутствия этнического противостояния. По данным Конституционного суда, обнародованным 4 июня, победу на президентских выборах одержал генеральный секретарь правящей партии СНДД-ФДД генерал-майор Эварист Ндайишимийе (хуту), набравший 68,7% голосов избирателей. Ближайший конкурент – А. Рваза (хуту) – кандидат от партии «Национальный конгресс за свободу» (National Congress for Liberty, CNL) получил 24% голосов. Третьим был кандидат от партии «Союз за национальный прогресс», УПРОНА (Union pour le Progrès National, UPRONA) Г. Синдимво (тутси), получивший 1,7% голосов.

На парламентских выборах правящая партия СНДД-ФДД получила 72 места в парламенте из 100, «Национальный конгресс за свободу» – 27 мест, УПРОНА – 2 места. В связи с карантином по случаю COVID-19 наблюдатели от международных организаций на выборах не присутствовали, лишь послы некоторых африканских стран следили за ходом выборов. А. Рваза, подававший жалобу в Конституционный суд на нарушения в день голосования, результаты выборов признал.

В соответствии с Конституцией страны передача власти должна была состояться через 90 дней после выборов, то есть 20 августа текущего года. Это был бы первый случай в истории Бурунди, когда власть мирно перешла от одного лидера к другому. Но 8 июня скоропостижно, от сердечного приступа, скончался президент П. Нкурунзиза (девятый президент Бурунди, как писали наблюдатели, оказался первым из них, кто умер своей смертью). Согласно Конституции (ст. 121), в случае смерти президента, его место временно, до новых выборов, занимает председатель Национального собрания. И на этом настаивали некоторые бурундийские правозащитники, квалифицируя досрочное вступление в должность вновь избранного президента как государственный переворот. Однако беспрецедентность данного случая в том, что в Конституции не учтена ситуация, когда новый президент уже избран, поэтому Конституционный суд настоял на скорейшем вступлении нового президента в должность, чтобы не создать ситуацию двоевластия. Инаугурация прошла 18 июня 2020 г. в административной столице Гитега, на стадионе.

Новый президент, Эварист Ндайишимийе, родился в 1968 г. в провинции Гитега. По этнической принадлежности – хуту, по вероисповеданию – католик. Получил высшее юридическое образование в университете Бурунди. В 1995 г. вступил в ряды СНДД-ФДД, тесно сотрудничал с П. Нкурунзизой, участвовал в переговорах (между правительством и лидерами оппозиционных группировок хуту) о перемирии в Бурунди, которые проходили в Аруше в августе 2000 г. при посредничестве Н. Манделы. Их результатом стало создание переходного правительства, в котором посты президента и вице-президента занимали, сменяя друг друга каждые 18 месяцев, представители хуту и тутси. В 2006 г. Э. Ндайишимийе был назначен министром внутренних дел, позже – военным советником президента. В 2009–2017 гг. возглавлял Олимпийский комитет. Аналитики характеризуют Э. Ндайишимийе как человека более широких взглядов, чем большинство руководства СНДД-ФДД. В инаугурационной речи он высоко оценил заслуги П. Нкурунзизы, обещал продолжать его политический курс, направленный на национальное примирение, экономическое восстановление и политическую стабильность.

Многие аналитики считают наследие, доставшееся новому президенту, тяжелым и хлопотным. Во-первых, это проблема беженцев, возникшая в результате политического кризиса 2015 г., когда П. Нкурунзиза заявил о своем намерении баллотироваться на третий срок на очередных президентских выборах. Это решение было с негодованием встречено оппозицией, которая посчитала третий срок нарушением Конституции. Однако сторонники президента считали, что формально срок был вторым, так как первый раз П. Нкурунзизу избирал парламент. В столице и отдельных районах страны прошли массовые демонстрации протеста, возникли беспорядки с применением оружия с обеих сторон. 13 мая 2015 г., во время участия П. Нкурунзизы в работе чрезвычайного саммита глав государств-членов Восточноафриканского сообщества в Дар-эс-Саламе, группа военных в столице Бурунди, Бужумбуре, предприняла попытку военного переворота, которая не удалась, выступление путчистов было подавлено. П. Нкурунзиза смог вернуться на родину и 21 июля 2015 г. в ходе состоявшихся президентских выборов одержать победу (69,41% голосов). В результате политического кризиса около 400 тыс. бурундийцев покинули страну, став беженцами.

Помимо активной внутренней оппозиции, вторая проблема – это осложненные отношения с международными организациями (ООН, Африканский союз, Восточноафриканское сообщество). В 2015 г., в момент политического кризиса, П. Нкурунзиза отверг помощь АС и ООН, отказавшись ввести в страну миротворческие силы, посчитав это вмешательством во внутренние дела страны. В 2017 г. Бурунди вышла из Международного криминального суда после отказа сотрудничать в деле о расследовании военных преступлений, приписываемых лояльным П. Нкурунзизе войскам против своих политических противников. В конце 2018 г. Бурунди потребовала закрыть офис Совета по правам человека ООН, который предоставил доклад, обвиняющий (по мнению властей, бездоказательно) режим в «нарушении прав человека и риске геноцида».

Последний скандал был с высылкой четырех ответственных чиновников ВОЗ в период COVID-19, которые потребовали введения более жестких мер в борьбе с пандемией. Дело в том, что П. Нкурунзиза не признал COVID-19 серьезной опасностью для Бурунди. Не был введен масочный режим, режим самоизоляции. Действовали только карантинные меры в отношении прибывших из-за рубежа, поэтому наблюдательных миссий на выборах не было. Власти сообщают примерно о 100 заболевших и одном смертном случае. Однако вдова П. Нкурунзизы по сей день находится на лечении от COVID-19 в кенийском госпитале, а некоторые обозреватели писали, что президент умер от этой болезни, однако официальные власти это отрицают.

Что касается экономики, то Бурунди входит, по данным Всемирного банка, в тройку беднейших стран мира. Уровень бедности – 74%, годовой доход на душу населения по паритету покупательной способности составляет около 700 долл. США. Население Бурунди – 11,8 млн человек, по ежегодному приросту населения (3,4%) государство находится на одном из первых мест в мире.

По сведениям МВФ, ВВП в 2018 г. составил 3,5 млрд долл. США при показателе инфляции в 5,5%. До 90% жителей занято в сельском хозяйстве (40% ВВП). Основные культуры – кофе, чай, сахарный тростник, бананы, рис, хлопок, а также маниок, кукуруза, арахис. Промышленность (14% ВВП) представлена большей частью предприятиями по переработке продукции агрокомплекса. Главными статьями импорта являются металлопродукции, древесина, автомобили, нефтепродукты и бумага. Экспортируются кофе (80% валютных поступлений), чай, сахар. Основные торговые партнеры – Бельгия, Франция, Германия, Швейцария, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия и страны субрегиона.

Социальная политика в последние 15 лет была направлена в первую очередь на защиту интересов детей и женщин: П. Нкурунзиза ввел бесплатное начальное образование и бесплатное медицинское обслуживание детей до 5 лет и беременных женщин. В этот период в стране было построено 5 тыс. школ, 10 стадионов, новые дороги.

По мнению большинства обозревателей, с приходом нового президента мало что изменится. Он – генеральный секретарь правящей партии, близкий сподвижник покойного президента и в инаугурационной речи заявил о неизменности курса. Однако некоторые приметы возможных подвижек все же есть. В той же речи Э. Ндайишимийе призвал беженцев вернуться на родину, при условии, что они не будут содействовать дестабилизации обстановки в стране. Возможны улучшения отношений с международными организациями. Еще до выборов Э. Ндайишимийе встречался с председателем АС М. Факи и с официальными представителями ВАС.

Между Россией и Бурунди поддерживается конструктивный политический диалог. В его основе – близкое восприятие глобальных процессов, созвучность подходов двух стран к вопросам формирования справедливого миропорядка, верховенства международного права, приверженность принципу невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Налажено тесное взаимодействие в рамках ООН и на других многосторонних площадках.

П. Нкурунзиза был последовательным сторонником сближения между Россией и Бурунди, много сделал для расширения взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. 18 февраля 2020 г. в Бужумбуре и 27 марта в Москве министрами иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым и Республики Бурунди Э. Нибигирой было подписано Совместное заявление о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК). 23–24 октября 2019 г. в работе экономического форума и саммита Россия – Африка (г. Сочи) принял участие второй вице-президент Республики Бурунди Ж. Буторе. 5 ноября 2019 г. в переговорах министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова с министром иностранных дел Республики Бурунди Э. Нибигирой, находившимся в Москве с рабочим визитом, были затронуты вопросы кооперации в сфере промышленности, добычи полезных ископаемых, а также в сельском хозяйстве. В тот же день на встрече ректора Дипломатической академии МИД России А.В. Яковенко с министром иностранных дел Республики Бурунди Э. Нибигиру обсуждалась подготовка бурундийских национальных кадров и стажировка дипломатов внешнеполитического ведомства Бурунди в Дипломатической академии МИД России. Если новый президент будет, как обещал, продолжать прежний курс, можно надеяться на дальнейшее углубление сотрудничества между нашими странами.

Шлёнская С.М.,
с.н.с. Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки