Научный семинар Потенциал постколониального цивилизационного транзита Африки: проблемы и подходы
28 февраля 2024 года Центр цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН прошел заседание научно-исследовательского семинара Центра на тему «Потенциал постколониального цивилизационного транзита Африки: проблемы и подходы».
Следзевский И.В., д.и.н., в.н.с., зав. Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, открывая семинар, отметил, что тему семинара нельзя считать простой и ясной, устоявшейся в своем проблемном содержании. Как масштабная научная задача определение потенциала цивилизационного транзита крупных мировых регионов сталкивается с большими трудностями терминологического и методологического плана. Динамику и результаты, возможности и перспективы переходных цивилизационных процессов невозможно установить без определения внутренней, глубинной способности этих процессов преодолевать на протяжении длительного времени рыхлость и разобщенность обществ, создавать механизм их единения на основе общих духовных принципов и ценностей. Успешный цивилизационный транзит не просто обеспечивает, но существенно расширяет потенции духовного творчества и развития, утверждая новые принципы, законы, ценности и знания духовной деятельности и поведения людей. Однако само осмысление этих потенций, ресурсов цивилизационного транзита очень часто осуществляется не в строгих концептуальных терминах, а в мировоззренческих схемах и субъективных интерпретациях духовных ответов на вызов среды, смены технологических эпох и «жизненных фаз», перехода общества от традиционности к современности.
Методологическую сложность понимания потенциала цивилизационного транзита определяют системные противоречия его целей и ориентиров должного и достойного: развитие или преемственность, заимствования или самобытность, новации или стабильность, инверсионные повороты или накопление собственного культурного достояния, а также – зачастую - многообразие и борьба (конкуренция) разных претендентов на высшую духовную власть в обществе.
Во весь рост трудности определения потенциала цивилизационного транзита встают в геокультурном и геополитическом пространстве огромного Африканского континента. Проведенные в 2021 – 2023-х годах сотрудниками ЦЦРИ исследования условий, факторов, процессов постколониального цивилизационного транзита указывают на нестабильность и вариативность его реализации. Быстро выросшие за последние десятилетия запросы на глубинную, пронизанную собственными культурными ценностями и идеалами деколонизацию различных регионов континента приобретают ярко выраженный характер настроений социального протеста и формирования массовых форм протестной идентичности. Протестная доминанта транзита поддерживается и усиливается процессами глубокой дестабилизации африканских постколониальных обществ: разлада и распада социального порядка, роста конфликтности переходных процессов, плюрализации и радикализации общественных движений, выступающих за новый, справедливый порядок с позиций высших, религиозных или секулярных духовных принципов. В подобных условиях не только реальный ход цивилизационного транзита, но и его общий потенциал оказываются в пограничной ситуации колебаний возможностей и перспектив: нарастания и ослабления или падения.
Особую сложность теме потенциала постколониального транзита Африки придает огромное культурное разнообразие континента, обусловливающее давно и широко принятое этнокультурное и культурно-языковое районирование Африки. Можно ли в условиях деления континента на крупные и сложные по этническому и расовому составу, языкам культурного общения историко-этнографические области Северной (арабской), Северо-Восточной и Восточной, Западной, Центральной (Экваториальной), Южной Африки, Межозерья, Мадагаскарской островной области говорить о континентальном, обще-африканском пространстве цивилизационного транзита?
Доклад И.В. Следзевского «Пространство возможностей постколониального цивилизационного транзита Африки: проблемы и подходы» был посвящен проблеме потенциала цивилизационного транзита постколониальной Африки как пространства возможностей его реализации. В качестве развернутых, но проблемных характеристик этого пространства, требующих исследования и обсуждения, рассматриваются, с одной стороны, спектр возможностей развития обще-африканского пространства процессов цивилизационного транзита, с другой – пути, маршруты практической реализации целей транзита в условиях дестабилизации и распада социального порядка во многих странах и регионах континента. Таким образом, потенциалу африканского цивилизационного транзита придается геокультурное измерение, демонстрирующее его возможности в условиях культурного супер-разнообразия Африки и в системе культурно-исторического районирования континента. Подробнее
В докладе Е.В.Харитоновой, к.психол.н., с.н.с. ЦЦРИ ИАФР РАН, «К вопросу о факторах «конструирования» африканской протестной идентичности» предложены теоретические подходы и алгоритмы рассмотрения «африканской протестной идентичности» с учетом ее системного, многоуровневого характера. Доклад включал аналитический обзор подходов к возникновению африканской протестной идентичности. Предметом исследования являются причины и формы протестной идентичности в Африке как в исторической ретроспективе, так и в современности. Африканская протестная идентичность определяется как следствие колониального, а затем и неоколониального культурного давления и как реакция на дискредитацию африканской культуры, картины мира и личности африканца. Отмечено два противоположных взгляда на колонизацию: первый – европоцентристский (колонизация – благо и реализация цивилизаторского проекта); второй – отражающий взгляд африканцев на колонизацию как на трагедию, которая привела к кризису идентичности и необходимости конструирования новых форм идентичности. Исторически, африканская протестная идентичность формировалась в условиях раскачивания «маятника» от унижения к превосходству и затем пришла к поиску своей миссии в мировой цивилизации, что дает основания рассматривать африканскую протестную идентичность как потенциал постколониального цивилизационного транзита Африки. Докладчик привел примеры, которые иллюстрируют сформулированные тезисы.
А.Н.Мосейко, к.филос.н., в.н.с. ЦЦРИ ИАФР РАН в докладе на тему «Африканская протестная идентичность в конкретном социальном контексте: к вопросу о факторах постколониального цивилизационного транзита Африки» отметила, что оценка и учет конкретной ситуации и социального контекста являются необходимыми при изучении протестной идентичности. Так, например, классическая оппозиция Б.Ф.Поршнева «мы-они» не является универсальной, многое зависит от социальной ситуации, от состояния общества, также от основных характеристик африканской ценностно-этической системы. Так, в Африке существуют такие этические нормы, как гостеприимство и помощь людям, попавшим в беду – независимо от их этнической, расовой, конфессиональной принадлежности. Белыми колонизаторами это воспринималось как слабость и отсутствие способности к сопротивлению и отстаиванию собственных интересов. В то же время, именно эти ценностно-этические особенности африканской культуры могут стать потенциалом и основой объединения, единства действий, направленных на цивилизационное развитие и преодоление общих для Африки вызовов, и Африка уже продемонстрировала миру целый ряд подобных примеров.
Кроме того, в протестной идентичности важно целеполагание. Именно от этого зависит вектор цивилизационных изменений, направленный либо к захвату, подавлению и разрушению, либо к освобождению и созиданию.
Доклад А.И. Неклессы, с.н.с. ЦЦРИ ИАФР РАН, «Социокод африканского транзита: от традиционного общества к современному» был посвящен методологическим и прогностическим аспектам цивилизационного транзита. На планете происходят серьезные перемены во всех сферах человеческой деятельности – политической, экономической, социокультурной, качественные и количественные, данное состояние мира можно охарактеризовать как исторический переход к новой формуле мироустройства. В новейшей истории колониальный мир и его обитатели также совершают комплексный транзит: (а) переход от традиционного общества к современному социальному строю; (б) освоение результатов деколонизации и суверенизации; (в) диверсификацию форм соприсутствия в трансграничном сообществе. Код транзита от традиционного общества к современному включает в себя ряд поворотных моментов в русле социополитической и культурной трансформации, представление и анализ которых составили основное содержание доклада.
Расширяющееся пространство постколониальной динамики выявило также многоликую мимикрию колониальности, включая автоколониальность: узурпацию власти уже суверенными правителями, продолжившими практику присвоения национальных богатств и эксплуатации собственного населения, проводя политику личного обогащения и террора. Реинкарнация исторических антагонистов в постколониальном политическом тексте демонстрирует глубину природы и пестроту оболочек колониальных взаимоотношений. Постколониальная проблематика опознается сегодня во все более широком круге явлений и становится влиятельным сюжетом: важным элементом той силы, которая влияет на формулу и результат исторического перехода не только в региональном ракурсе стран былого «третьего мира», но и в глобальном измерении.
По окончании докладов и сообщений состоялась дискуссия.