Современный регионализм в цивилизационном измерении. (7–8 декабря 2010 г., ИАфр РАН)
Центр цивилизационных и региональных исследований
Современный регионализм в цивилизационном измерении. (региональное развитие и трансформация мирового цивилизационного пространства)
Конференция, посвященная 20-летию создания Центра цивилизационных и региональных исследований ИАфр РАН будет проходить в здании ИАфр РАН (Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1). Открытие 8 декабря в 11.00 в конференц-зале (1-й этаж).
Регистрация участников: 10.30–11.00. Заявки и краткие тезисы (до 200 слов) направлять члену Оргкомитета д.и.н. Анатолию Дмитриевичу Саватееву (E-mail: asavat@mail.ru), тел.(495) 695-33-11.
Оргкомитет предполагает обсудить проблемы цивилизационного развития на современном этапе крупных культурно-пространственных единств (макрорегионов) территориального и сетевого типа, их положения и самоопределения в мировом цивилизационном пространстве, соотношения с более ранними («осевыми») цивилизациями. Основное внимание предлагается уделить проблеме развития в современных условиях цивилизаций регионально-конгломеративного типа, выходящих за рамки унифицированного политического порядка (государства, империи), допускающих разнообразие культурных и религиозных особенностей и объединяемых исключительно единством культурного пространства, общностью универсальных принципов, идей и ценностей. По сравнению с глобализацией и в определенном противоречии с нею международная регионализация усиливает неоднородность мирового цивилизационного пространства и способствует развитию геокультурной составляющей цивилизационного самосознания (новое евразийство, исламоцентризм, американоцентризм, европеизм, афроцентризм и т.п.). Основная задача конференции – определить факторы, возможности и пределы данной тенденции как важнейшего по своим последствиям процесса переустройства мирового цивилизационного пространства.
С данной проблемой тесно связан вопрос о цивилизационном самоопределении (цивилизационной идентичности) старых и формирующихся новых культурных макрорегионов. Предполагается обсудить процессы и проблемы регионализации в исламском мире, сочетающем историческую гетерогенность своих исторических и конфессиональных оснований с идеей образования всемирного транснационального мусульманского сообщества (всемирной уммы); в субСахарской Африке, разделенной многочисленными этнокультурными, языковыми и государственными границами, не имеющей общей религиозной традиции «осевого» времени и только вступающей в период региональной интеграции; и, конечно, в современной России, остро переживающей кризис имперских основ (скреп) своего культурно- религиозного многообразия.
На обсуждение выносятся следующие проблемные темы:
1. Региональная интеграция как одно из главных направлений современного мирового развития. Понятийный ряд мирового развития: интернационализация и регионализация (региональная интеграция) национальных экономических и политических систем, глобализация и локализация мировых связей и процессов. Регионализация и глобализация - процессы, идущие в одном направлении и частично совпадающие или качественно разные и противоположные по своей направленности?
2. Регионализация и трансформация мирового цивилизационного пространства. Регионально-конгломеративные культурные макрообщности в истории и типологии цивилизаций. Старые («осевые») и новые региональные общности в мировом цивилизационном пространстве, положение и динамика в структуре глобальной мир-системы («центр – периферия – полупериферия») и мировой системе международных отношений («вестфальской системе»).
3. Культурно-цивилизационная специфика современных региональных сообществ (макрорегионов). Содержание и тенденции регионализации (региональной интеграции) как цивилизационного процесса: усиление/ослабление роли «осевых» религий спасения, нарастание/снижение роли культурно-религиозного синкретизма, расширение/утрата связей региональных цивилизаций с политическим (государственным) миропорядком. Разнообразные формы этого процесса: реконструкция исторического прошлого и идеализация культурной самобытности или религиозного единства; воскрешение архаики как основы новой цивилизационной традиции; активизация геополитического и геокультурного мышления, культурно-географических образов мира; коммуникативная интеграция (расширение сетевых сообществ); развитие трансграничных контр-культурных и протестных движений; культурная легитимация региональных союзов и т.д.
4. Процессы и проблемы культурно-цивилизационного самоопределения новых макрорегиональных общностей. Преемственность и отличия современных регионально-цивилизационных конгломератов и «осевых» региональных цивилизаций. Соотношение традиционализма и современности, архаики (архаических ценностей и верований) и религиозных традиций «осевой» эпохи, фундаментализма и модернизма, реформаторства и консерватизма. Роль в культурно-цивилизационном самоопределении регионов географических образов и культурных ландшафтов. Ситуация в зонах исламо-христианского пограничья (Северная Африка, Ближний Восток, Большой Кавказ). Новый уровень неоднородности мирового цивилизационного пространства.
Тенденции культурно-цивилизационной регионализации в постимперской России. Атомизация и субкультурная стратификация общества; фрагментация единого социокультурного пространства; активизация регионального сознания «нового порубежья» (на границах РФ); культурное самоопределение в региональном контексте (Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и т.д.); рост религиозно-идеологического и культурно-религиозного разнообразия. Векторы регионального развития Северного Кавказа в постимперскую эпоху: выделение из культурного пространства России, культурно-цивилизационный дрейф в сторону от России? Перспективы культурной регионализации России: интеграция или нарастающая дезинтеграция общего культурного пространства?
Региональная составляющая интеграционных процессов в исламском мире. «Религиозная география» ислама (культурные границы внутри исламского мира). Локализация и делокализация современного исламского мира. Турция, Иран, Саудовская Аравия, Афганистан – сближающиеся или конкурирующие центры современного ислама? Мусульманские макрорегионы (большой Ближний Восток, мусульманская Европа, мусульманский Кавказ) – политические конструкты или геополитическая и геокультурная реальность? Возможности и пределы превращения исламского мира в единый глобальный макрорегион.
Культурные миры субСахарской Африки: возможности сближения и трансформации в региональную цивилизацию. Кризис модели национального государства как основы интеграции современных обществ субСахарской Африки. Культурно-религиозная карта африканского макрорегиона. Базовые ценности и системообразующие традиции современных африканских культур: возможности универсализации и цивилизационной интеграции. Ислам и христианство в современной Африке как факторы регионально-цивилизационной интеграции/ дезинтеграции, тенденции развития религиозно-культурного синкретизма. Культурно-идеологический комплекс современного африканского регионализма: концепции афроцентризма и степень их влияния. Цивилизационно-региональные перспективы субсахарской Африки.
5. Моделирование новых цивилизационных идентичностей ( (культурно-религиозные и секулярные утопии, региональные проекты, идентификационные концепции, коммуникативные образы и сетевые бренды региональной интеграции). Целенаправленное формирование культурной идентичности цивилизационного уровня - идеологическая и политическая задача современной региональной интеграции. Моделирование в связи с процессами региональной интеграции нового мирового геокультурного пространства. Значение для развития культурно-регионального самосознания стратегической культуры (культуры принятия и осуществления политических решений). Использование исторической политики, национальных и наднациональных моделей исторического образования. Роль теории цивилизаций в осознании и конструировании региональных цивилизационных идентичностей. Опыт цивилизационных исследований (культурно-цивилизационного моделирования) в современном россиеведении, отечественной африканистике и латиноамериканистике.
По результатам работы конференции планируется издание сборника ее материалов.
Организаторы с сожалением сообщают, что они не располагают средствами поддержать иногородних участников.
Оргкомитет